Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Личностные предикторы эмоционального выгорания у педагогов средней школы

Личностные предикторы эмоционального выгорания у педагогов средней школы

Введение. Возрастающие на современном этапе требования к личности педагога обуславливают изучение именно тех личностных факторов, которые приводят к возникновению синдрома эмоционального выгорания и препятствуют его проявлению в профессиональной деятельности. В качестве таких факторов выделяют тревожность, низкую самооценку, склонность к перфекционизму, низкую стрессоустойчивость, внешний локус контроля, неадаптивные копинг-стратегии.

Материалы и методы исследования. Методики: психодиагностическое тестирование с использованием методик К. Маслач и В.В. Бойко для выявления эмоционального выгорания, теста жизнестойкости С. Мадди, теста личной тревоги Дж. Тейлор, многомерной шкалы склонности к перфекционизму Хьюитта-Флетта. Методы статистической обработки: одномерный линейный регрессионный анализ. Эмпирическое исследование было проведено на выборке педагогов средних школ г. Горно-Алтайска (N=80).

Результаты. Обнаружено, что большинство участников исследования имеют средний или высокий уровень эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессионализма, при этом индекс выгорания по средним значениям относится к умеренному уровню. В соответствии с результатами методики проявлений тревоги Дж. Тейлор, большинство респондентов (70%) имеют средний уровень тревоги. По шкале жизнестойкости участники в основном набрали баллы выше среднего, что указывает на то, что они обладают способностью восстанавливаться после неблагоприятных ситуаций.

На основе результатов регрессионного анализа были выделены следующие личностные предикторы эмоционального выгорания педагогов средней школы: высокий уровень личной тревожности и низкий уровень жизнестойкости (p<0.0001). Склонность к перфекционизму показала наличие влияния только на одну составляющую эмоционального выгорания – редукцию профессионализма (p<0.001).

Заключение. Проведенный теоретический и эмпирический анализ показал значимость исследования личностных предикторов эмоционального выгорания у представителей социономических профессий как с научной точки зрения (обнаружено, что предикторы эмоционального выгорания у медицинских работников и педагогов средней школы имеют свою специфику, что может быть следствием содержания профессиональной деятельности), так и с практической, поскольку профилактика выгорания на рабочем месте позволит сохранить кадры и увеличить производительность труда.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, педагогическая деятельность, тревожность, жизнестойкость, перфекционизм

Ссылка для цитирования: Капустина В. А., Чернышева Д. В. Личностные предикторы эмоционального выгорания у педагогов средней школы // Перспективы науки и образования. 2023. № 4 (64). С. 522-538. doi: 10.32744/pse.2023.4.32

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Капустина Валерия Анатольевна (Россия, г. Новосибирск) - Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет». E-mail: kapustina@corp.nstu.ru. ORCID ID: 0000-0002-8872-0306. Scopus Author ID: 57210418116. ResearcherID: D-1071-2014

Чернышева Дарья Вячеславовна (Россия, г. Новосибирск) - Магистрант кафедры психологии и педагогики, профиль «Психология личности и психологическое консультирование». ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет». E-mail: dariakomissarov@yandex.ru

Оставьте комментарий