Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Использование метода игротерапии в процессе коррекции внутрисемейного общения дошкольников

Использование метода игротерапии в процессе коррекции внутрисемейного общения дошкольников

Введение. Выявлены особенности использования психологами метода игротерапии в процессе коррекции внутрисемейного общения дошкольников. Обосновано влияние формирующей и корригирующей функций игротерапии в ситуации нарушения детско-родительского отношений. Цель – подтвердить эффективность использования метода игротерапии в процессе коррекции нарушений внутрисемейного общения дошкольников.

Методология. Проведены теоретический анализ, наблюдение, беседа; формирующий и констатирующий эксперименты. Применены пять методик: диагностика родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); социометрическая проба «День рождения»; проективная методика «Рисунок семьи» (интерпретация Г.Т. Хоментаускас); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методика определения самооценки. Все этапы исследования (диагностический, коррекционный и контрольный) реализованы на базе детского сада № 457 «Ласточка» г. Челябинска.

Результаты. Авторами обобщен опыт использования игротерапии в формирующих и коррекционных целях. Проведен комплекс диагностических методов, позволяющий определить возможные нарушения в детско-родительских отношениях. Составлен и проведен комплекс оригинальных игровых упражнений. Выявлен психотерапевтический эффект, который проявился в таких результатах, как снижение уровня тревожности ребенка, снижение явных признаков эмоционального конфликта и недовольства семейной ситуацией, повышение эмоционального предпочтения родителей, братьев, сестер и других родственников, что свидетельствует об улучшении взаимоотношений в семье, снижение числа родителей с авторитарным контролем и увеличение – с высоким уровнем принятия.

Заключение. Проведенное исследование позволило авторам раскрыть возможности и подтвердить формирующую и корригирующую функцию игротерапии при возникновении нарушений внутрисемейного общения, а также для коррекции детско-родительских отношений. Оригинальный комплекс игровых упражнений авторы рекомендуют использовать на занятиях в специализированных группах, на фронтальных занятиях в детском саду и в домашних условиях, во время досуга.

Ключевые слова: метод игротерапии, внутрисемейное общение, психолого-педагогическая коррекция, дошкольники, родительское отношение, социометрическая проба, самооценка, тревожность

Ссылка для цитирования: Батенова Ю. В., Долгова В. И. Использование метода игротерапии в процессе коррекции внутрисемейного общения дошкольников // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 315-325. doi: 10.32744/pse.2019.3.24

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Батенова Юлия Валерьевна (Россия, Челябинск) - Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: batenovauv@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0002-1792-2736

Долгова Валентина Ивановна (Россия, Челябинск) - Доктор психологических наук, профессор. Декан факультета психологии. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: 23a12@list.ru. ORCID ID: 0000-0001-9059-5682

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: