Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Особенности образовательной стратегии выпускников школ при поступлении в региональные вузы России

Особенности образовательной стратегии выпускников школ при поступлении в региональные вузы России

Введение. Со сменой поколений, изменениями социально-экономических условий жизни, глобальными процессами, затрагивающими локальные уровни, меняются и привычные ранее механизмы функционирование социальных институтов, в частности, образования. Ограничения на вход в систему высшего образования порождают конкуренцию за бюджетные места, а механизм ЕГЭ выступает ключевым способом отбора наиболее талантливых и способных абитуриентов. Из-за конкурентности и сложностей ЕГЭ, наряду с традиционной траекторией поступления в вуз, старшеклассники находят другие пути в высшую школу.

Цель исследования – выявление и анализ образовательных стратегий, которые выбирают выпускники российских школ, факторов, определяющих этот выбор, проблем, порождающих разнообразие образовательных траекторий выпускников.

Материалы и методы исследования. Исследование проведено методом онлайн-опроса среди студентов-первокурсников двух волгоградских вузов – Волгоградского государственного университета и Волгоградского государственного технического университета в октябре 2022 года (N=527), задача репрезентации по полу и возрасту не ставилась. Методы математической статистики: расчет среднего арифметического, анализ частотных распределений, анализ таблиц сопряженности.

Результаты исследования. Качество подготовки к ЕГЭ обеспечивается не только общеобразовательными школами, но и различными формами дополнительного образования, репетиторами, курсами, онлайн-школами. Общий уровень результатов ЕГЭ в Волгоградской области, исходя из средних значений, колеблется в диапазоне 45-55 баллов из 100, тогда как средние баллы для поступления в исследованные волгоградские вузы, которые вошли в территорию исследования авторов, составляют 66,4 и 68,7 баллов, а в столичные – значительно выше. Однако, как показывает анализ эмпирических данных, принятие решения о поступлении в вуз осуществляется на основе более широкого спектра факторов, в числе которых территориальное расположение вуза, семейные традиции, социально-экономическое положение семьи. Рациональный подход к реализации образовательной стратегии порождает т.н. “транзитную” траекторию поступления в вуз после окончания колледжа. Поступление в учреждение среднего профессионального образования, может быть промежуточным этапом (так, доля выпускников колледжей на очных отделениях вузов Волгограда составляет 13%, по России – примерно 21%), так и являться конечной целью образовательной траектории.

Заключение. Поступление в вуз после 11 класса выводит на первый план качество обучения в школах и подготовку к ЕГЭ, как инструменту конкурсного отбора абитуриентов, претендующих на бюджетные места в вузе. Поступление в вуз после окончания колледжа не является самой популярной стратегией, но позволяет избежать процедуры сдачи ЕГЭ, поскольку прием осуществляется по результатам внутренних экзаменов вуза. Поступление в колледж после 11 класса является вынужденной мерой и отражает проблемы ограниченности доступа к высшему образованию на бюджетной основе, конкуренции среди абитуриентов, слабой подготовки к ЕГЭ, низкого уровня благосостояния семьи и др.

Ключевые слова: выпускник школы, абитуриент, высшее образование, среднее профессиональное образование, ЕГЭ, образовательная стратегия, образовательная траектория

Ссылка для цитирования: Овчар Н. А., Ануфриева Е. В., Дулина Н. В., Ефимов Е. Г. Особенности образовательной стратегии выпускников школ при поступлении в региональные вузы России // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 763-778. doi: 10.32744/pse.2024.1.43

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Овчар Надежда Андреевна (Россия, Волгоград) - Доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры «История, культура и социология». Волгоградский государственный технический университет. E-mail: onadine@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-7945-9903. Scopus Author ID: 57200533604

Ануфриева Евгения Владимировна (Россия, Волгоград) - Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры «История, культура и социология». Волгоградский государственный технический университет. E-mail: ev_anufrieva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-0756-4488. Scopus Author ID: 57210394191. ResearcherID: AAG-5764-2021

Дулина Надежда Васильевна (Россия, Волгоград) - Профессор, доктор социологических наук, научный руководитель исследовательских проектов Центра социологических и маркетинговых исследований «Аналитик». E-mail: nv-dulina@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-6471-7073. Scopus Author ID: 37087220200. ResearcherID: A-6096-2017

Ефимов Евгений Геннадиевич (Россия, Волгоград) - Доцент, доктор социологических наук, профессор кафедры «История, культура и социология». Волгоградский государственный технический университет. E-mail: ez07@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1843-7449. Scopus Author ID: 57211377135. ResearcherID: AAG-5369-2021

Оставьте комментарий