Развитие информационных технологий постепенно преобразует образовательное пространство. Возникают новые сценарии и сюжеты, в которых сохранение и отображение образовательной информации обеспечивается на экране технического устройства. Подобные модели работы можно отнести к системе «человек – машина» обучающего класса. Их проектирование должно основываться на знании специфических особенностей представления информации на экране, а также на знании особенностей деятельности оператора. Для оператора-обучающегося будут характерны когнитивные процессы поиска, чтения и запоминания материала, а также репродуктивного и продуктивного контроля за его освоением. В работе изучены реакции студентов, наблюдаемые в процессе поискового чтения образовательной информации с экрана. Всего респондентам было предъявлено 15 стимулов, время на изучение каждого ограничивалось 30 секундами. При проведении исследования использовался метод окулографии (Eyetracking) – запись глаз велась с помощью системы SMI iView X; метод анкетирования – после прохождения основной части эксперимента студенты определяли сложность заданий с помощью метода рангов, а также отвечали на открытые вопросы. Результаты обработаны в программах BeGaze, IBM SPSS Statistics 22. Выборка участников – 120 студентов (2-4 курс бакалавриата). Выявлено, что студенты принимают решение о наличии ответа в среднем за 23 секунды; их внимательность при изучении материала оказывается сниженной (по результатам анализа морганий, фиксаций и саккад); способ структуризации информации влияет на распределение внимания обучающихся – студентам проще удерживать внимание при наличии логичной, наглядной структуры; иллюстративные материалы оказываются вне поля зрения студентов, потому следует дополнительно дублировать содержащуюся в них полезную информацию внутри текста; сложность текста, рассчитанная с помощью индексов удобочитаемости, практически не влияет на скорость и успешность выполнения когнитивной задачи.
Ключевые слова: информационные технологии, образование, айтрекинг, система «человек – машина», эргономика в образовании, поиск образовательной информации, когнитивные процессы обучающихся
Ссылка для цитирования: Клоктунова Н. А., Соловьева В. А., Барсукова М. И., Кузьмин А. М. Изучение когнитивных процессов обучающихся при поиске образовательной информации на экране // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 326-340. doi: 10.32744/pse.2019.3.25
Информация об авторах:
Клоктунова Наталья Анатольевна (Россия, Саратов) - Кандидат социологических наук. Начальник управления обеспечения качества образовательной деятельности. Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского. E-mail: kloktunova@sgmu.ru Соловьева Валентина Александровна (Россия, Саратов) - Старший преподаватель. Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского. E-mail: v.a.solovyova@gmail.com Барсукова Марина Игоревна (Россия, Саратов) - Кандидат филологических наук. Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского. E-mail: bars.mi@mail.ru Кузьмин Алексей Михайлович (Россия, Саратов) - Доцент. Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова. E-mail: amkuzmin@mail.ru