Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Изучение когнитивных процессов обучающихся при поиске образовательной информации на экране

Изучение когнитивных процессов обучающихся при поиске образовательной информации на экране

Развитие информационных технологий постепенно преобразует образовательное пространство. Возникают новые сценарии и сюжеты, в которых сохранение и отображение образовательной информации обеспечивается на экране технического устройства. Подобные модели работы можно отнести к системе «человек – машина» обучающего класса. Их проектирование должно основываться на знании специфических особенностей представления информации на экране, а также на знании особенностей деятельности оператора. Для оператора-обучающегося будут характерны когнитивные процессы поиска, чтения и запоминания материала, а также репродуктивного и продуктивного контроля за его освоением. В работе изучены реакции студентов, наблюдаемые в процессе поискового чтения образовательной информации с экрана. Всего респондентам было предъявлено 15 стимулов, время на изучение каждого ограничивалось 30 секундами. При проведении исследования использовался метод окулографии (Eyetracking) – запись глаз велась с помощью системы SMI iView X; метод анкетирования – после прохождения основной части эксперимента студенты определяли сложность заданий с помощью метода рангов, а также отвечали на открытые вопросы. Результаты обработаны в программах BeGaze, IBM SPSS Statistics 22. Выборка участников – 120 студентов (2-4 курс бакалавриата). Выявлено, что студенты принимают решение о наличии ответа в среднем за 23 секунды; их внимательность при изучении материала оказывается сниженной (по результатам анализа морганий, фиксаций и саккад); способ структуризации информации влияет на распределение внимания обучающихся – студентам проще удерживать внимание при наличии логичной, наглядной структуры; иллюстративные материалы оказываются вне поля зрения студентов, потому следует дополнительно дублировать содержащуюся в них полезную информацию внутри текста; сложность текста, рассчитанная с помощью индексов удобочитаемости, практически не влияет на скорость и успешность выполнения когнитивной задачи.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, айтрекинг, система «человек – машина», эргономика в образовании, поиск образовательной информации, когнитивные процессы обучающихся

Ссылка для цитирования: Клоктунова Н. А., Соловьева В. А., Барсукова М. И., Кузьмин А. М. Изучение когнитивных процессов обучающихся при поиске образовательной информации на экране // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 326-340. doi: 10.32744/pse.2019.3.25

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Клоктунова Наталья Анатольевна (Россия, Саратов) - Кандидат социологических наук. Начальник управления обеспечения качества образовательной деятельности. Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского. E-mail: kloktunova@sgmu.ru

Соловьева Валентина Александровна (Россия, Саратов) - Старший преподаватель. Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского. E-mail: v.a.solovyova@gmail.com

Барсукова Марина Игоревна (Россия, Саратов) - Кандидат филологических наук. Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского. E-mail: bars.mi@mail.ru

Кузьмин Алексей Михайлович (Россия, Саратов) - Доцент. Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова. E-mail: amkuzmin@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: