Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Комплексная диагностика психомоторного развития старших дошкольников в условиях онто- и дизонтогенеза

Комплексная диагностика психомоторного развития старших дошкольников в условиях онто- и дизонтогенеза

Введение. Современные исследования свидетельствуют, что одной из самых распространённых форм психической патологии детского возраста является задержка психического развития. Задержка сроков развития моторных навыков и качеств становится основной причиной неподготовленности детей к обучению в школе. Цель настоящего исследования – выявление специфических особенностей психомоторного развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) 6–7 лет в сравнении с другими вариантами детского развития.

Материалы и методы. В экспериментальном исследовании приняли участие дети с ЗПР– 238 человек (110 мальчиков, 128 девочек), которые составили экспериментальную группу (ЭГ). Испытуемые с нормальным развитием (НР), составили контрольную группу 1 (КГ-1) в количестве 215 человек (107 мальчиков, 108 девочек), а также испытуемые с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения (УНР), составили контрольную группу 2 (КГ-2), 164 человека (84 мальчиков, 80 девочек). Экспериментальная и контрольные группы были однородны по гендерному составу. Всестороннее изучение психомоторного развития детей осуществлялось на основе специально разработанного диагностического комплекса методик, а также критериально-ориентированной системы оценки, включающей 4 оценочных уровня от 1 (высшего) к 4 (низшему) психомоторного развития детей.

Результаты. Изучение психомоторного развития детей с разными вариантами развития показало, что во всех группах испытуемых были выявлены дети, имеющие ярко выраженную двигательную недостаточность – 88% детей с ЗПР, 60% УНР, 32% НР (p≤0,05).

Обсуждение. Материалы исследования свидетельствуют о том, что для большей части детей с ЗПР свойственны искажения темпа, ритма, амплитуды движений и трудности в запоминании последовательных двигательных операций. Также значительный процент детей с НР и УНР имеют возрастную незрелость моторики.

Заключение. Полученные факты свидетельствуют о неэффективности традиционных подходов, используемых сегодня в практике дошкольных учреждений, к психомоторному развитию детей.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, психомоторное развитие, двигательные умения, координация, амплитуда, движения

Ссылка для цитирования: Шутова Н. В., Суворова О. В., Архипова М. В. Комплексная диагностика психомоторного развития старших дошкольников в условиях онто- и дизонтогенеза // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 300-314. doi: 10.32744/pse.2019.3.23

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Шутова Наталья Вадимовна (Россия, Нижний Новгород) - Доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры общей и социальной психологии. ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского". E-mail: shutovanataliavadimovna@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1686-1732

Суворова Ольга Вениаминовна (Россия, Нижний Новгород) - Доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры практической психологии. ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". E-mail: olgavenn@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-3977-7813

Архипова Мария Владимировна (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации. ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". E-mail: arhipovnn@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-6775-1413

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: