Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Специфика метакогнитивной регуляции образовательной деятельности в условиях применения компьютерных средств обучения

Специфика метакогнитивной регуляции образовательной деятельности в условиях применения компьютерных средств обучения

Введение. Целью работы являлось исследование остроактуальной в теоретическом и практическом отношении проблемы выявления и объяснения тех психологических последствий, к которым приводит комплексное внедрение компьютерных средств обучения в образовательный процесс. В ее рамках впервые исследован особый класс детерминант педагогической деятельности – факторы метакогнитивного и метарегулятивного плана.

Материалы и методы исследования. Использовались наиболее валидные и надежные методы, разработанные в современном метакогнитивизме, – методика «Метакогнитивная осознаность деятельности» (Г. Шроу, Р. Денисон); методика MAI Д. Эверсон; методика диагностики индивидуальной меры развития рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева), а также авторские методики диагностики индивидуальной меры выраженности метамышления, метапамяти и метарешений. Использовались методы математико-статистической обработки (ANOVA) и методы, базирующиеся на основе методологии структурно-психологического анализа. На различных этапах исследования приняло участие 132 преподавателя вузов Ярославля и Москвы.

Результаты исследования. Впервые установлено, что влияние этих детерминант является принципиально диверсифицированным, так как его характер – мера и направленность существенно различны для двух категорий факторов – метакогнитивных и метарегулятивных. По отношению к первым оно установлено по 5 из 6 исследованных параметров, а по 4 из них является статистически достоверными на достаточно высоком уровне значимости – не ниже р< 0.05. По отношению ко вторым оно не только практически не представлено, но установлена обратная тенденция – для 5 из 6 изученных параметров имеет место возрастание меры их представленности, которое в 2 случаях является статистически значимым на уровне р< 0.05.

Обсуждение результатов и заключение. Получен ряд новых данных, выявляющих и объясняющих общую закономерность, состоящую в существовании значимого детерминационного влияния компьютерных средств обучения в профессиональной образовательной деятельности на характер и степень представленности в структуре ее психологического обеспечения ряда важных компонентов метакогнитивного и метарегулятивного плана. Обнаруженное влияние является также и принципиально диверсифицированным, так как его характер – мера и направленность является существенно различным для этих двух категорий факторов. В качестве интегративного эффекта выявленных закономерностей имеет место определенное снижение степени субъектности личности в ее реализации под влиянием включения в деятельность компьютерных средств обучения, что позволяет зафиксировать не описанный ранее феномен – явление редукции субъектности.

Ключевые слова: компьютеризация обучения, компьютерные средство обручения метакогнитивные детерминанты, метарегулятивные детерминанты, образовательная деятельность, субъектность, регуляция деятельности, метакогнитивная сфера

Ссылка для цитирования: Карпов А. В., Карпов А. А., Маркова Е. В., Филиппова Ю. В. Специфика метакогнитивной регуляции образовательной деятельности в условиях применения компьютерных средств обучения // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 334-353. doi: 10.32744/pse.2021.5.23

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Карпов Анатолий Викторович (Россия, Ярославль) - Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. E-mail: anvikar56@yandex.ru

Карпов Александр Анатольевич (Россия, Ярославль) - Доктор психологических наук, доцент, заместитель декана факультета психологии, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. E-mail: karpov.sander2016@yandex.ru

Филиппова Юлия Владимировна (Россия, Ярославль) - Кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана факультета психологии, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. E-mail: yuliafil@me.com

Маркова Елена Владимировна (Россия, Ярославль) - Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. E-mail: mark_ev@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9285-5756

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: