Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах

Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах

Введение. Современная наука предполагает, что системная цифровизация образовательного процесса затронет био-психо-социальное развитие школьников. Эти изменения коснутся скорости реакций, количества и качества воспринимаемой информации, когнитивных стилей, используемых в ее обработке, особенностей усвоения и освоения знаний в новом цифровом формате, по сравнению с традиционными способами подачи информации.

Цель исследования – сравнительный анализ уровня развития когнитивных функций и личностных особенностей школьников из образовательных учреждений с применением традиционного и цифрового обучения.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся 6-х классов двух школ г. Белгорода (N=80 человек). В одной из них обучение осуществляется традиционным способом, в другой – используются преимущественно ИКТ (цифровые интерактивные учебники, интерактивные доски и др. электронные образовательные ресурсы). Из числа эмпирических методов использовались наблюдение и беседа, диагностические стандартизированные методики для изучения когнитивных процессов и эмоционально-личностные особенности подростков. Для обработки результатов исследования применялись методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).

Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что существуют различия в уровне развития когнитивных функций и личностных особенностей школьников из общеобразовательных учреждений с традиционными формами обучения (ТШ) и учреждений с использованием преимущественно ИКТ (ИКТШ). Оказалось, что у учащихся из ТШ выше уровень логического мышления (р≤0,001; Uэмп=398); однако у школьников из ИКТШ уровень умственной утомляемости ниже (р≤0,000; Uэмп=204); подростки из ТШ менее эмоционально зависимы от интернета (р≤0,000; Uэмп=431), а в учебной деятельности более тревожны (р≤0,000; Uэмп=105) и эмоциональны (р≤0,000; Uэмп=225). Школьники из ИКТШ обнаруживают большую зависимость от интернета, хотя и признают, что у них иногда возникают проблемы как с физическим, так и психическим здоровьем (р≤0,001; Uэмп=453).

Ключевые слова: цифровизация образования, интернет-зависимость, мотивация учения, когнитивные процессы; эмоционально-личностные особенности, умственная работоспособность

Ссылка для цитирования: Гут Ю. Н., Кабардов М. К., Кошелева Ю. П., Москвитина О. А. Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 323-333. doi: 10.32744/pse.2021.5.22

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Гут Юлия Николаевна (Россия, Москва, Белгород) - Доцент, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии. Психологический институт РАО | Заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: gut.julya@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-8505-3846. Scopus Author ID: 57190229991. ReseacherID: AAC-5276-2019

Кабардов Мухамед Каншобиевич (Россия, Москва) - Професcор, доктор психологических наук, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии. Психологический институт РАО. E-mail: kabardov@mail.ru. Scopus Author ID: 6504380583. ReseacherID: L-5094-2016

Кошелева Юлия Павловна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии. Московский государственный лингвистический университет. E-mail: yu.p.kosheleva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-5653-2143. Scopus Author ID: 15061345700. ResearcherID: AAK-3395-2021

Москвитина Ольга Александровна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии. Психологический институт РАО. E-mail: mskvn-lg@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-6717-3983

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: