Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Роль метакогнитивных стратегий в военно-профессиональной подготовке курсантов

Роль метакогнитивных стратегий в военно-профессиональной подготовке курсантов

Введение. Как компонент саморегулируемого обучения, метапознание привлекает внимание исследовательского сообщества в области военного образования. Для военнослужащих важно иметь метакогнитивный склад ума. В то же время, для военнослужащих одним из профессионально важных качеств является саморегуляция, которая способствует деятельности, ориентированной на внешние требования. Цель статьи состоит в том, чтобы изучить роль метакогнитивных процессов в саморегуляции в контексте образовательного процесса курсантов.

Материалы и методы исследования. Для участия в этом исследовании были отобраны курсанты третьего курса Новосибирского военного института. Дизайн исследования включал два этапа. На первом этапе осуществлялось изучение прогностического влияния метакогнитивных стратегий на саморегуляцию курсантов (множественный регрессионный анализ). На втором этапе вся выборка курсантов была разделена на две подгруппы с высоким и средним уровнем саморегуляции («Стиль саморегуляции поведения»). В каждой подгруппе были рассчитаны корреляции между метакогнитивными параметрами, изученными по трем опросникам: «Индивидуальная мера рефлексивности», «Опросник метакогнитивной включенности в деятельность», «Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности». Для определения структурных индексов применялся структурно-психологический анализ.

Результаты исследования. Показано, что между метакогнитивными стратегиями и саморегуляцией существует множественная корреляция, образованная четырьмя метакогнитивными стратегиями, которые выступают детерминантами саморегуляции. Из четырех стратегий только метакогнитивная включенность в деятельность вносит положительный вклад в изменчивость саморегуляции курсантов (0,46), а остальные три вносят отрицательный вклад. Причем наибольший отрицательный вклад имеет рефлексивность (-0,61). Организованность структуры существенно преобладает в подгруппе курсантов с высоким уровнем саморегуляции, при этом матрицы интеркорреляций статистически значимо различаются (p<0,05).

Обсуждение результатов и заключение. Одним из важных показателей, определяющим особенности обучения в военных институтах является саморегуляция, которая способствует деятельности, ориентированной на внешние требования. Приобретение новых навыков или изменение привычек путем принятия социальной сложности становится все более значимым для человека военных профессий. Настоящее исследование направлено на достижение более глубокого понимания влияния метакогнитивных стратегий на саморегуляцию с целью интеграции компонентов метапознания в образовательную среду. Взаимодействие между метакогнитивными стратегиями и саморегуляцией курсантов носит характер структурного, что свидетельствует об интегрированности этого процесса у курсантов в период обучения в военном институте.

Ключевые слова: саморегуляция, метакогнитивные стратегии, индексы структурной организации, курсанты, военное образование

Ссылка для цитирования: Карпов А. В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И., Зиновьева Л. В. Роль метакогнитивных стратегий в военно-профессиональной подготовке курсантов // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 354-366. doi: 10.32744/pse.2021.5.24

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Карпов Анатолий Викторович (Россия, Ярославль) - Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. E-mail: anvikar56@yandex.ru

Перевозкина Юлия Михайловна (Россия, Новосибирск) - Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: per@bk.ru

Федоришин Михаил Иванович (Россия, Новосибирск) - Кандидат психологических наук, старший помощник начальника лаборатории психологического отбора – психолог отдела по работе с личным составом. Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации | Доцент кафедры практической и специальной психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: maskarad14@mail.ru

Зиновьева Людмила Васильевна (Россия, Новосибирск) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: lvpansh@gmail.com

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: