Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Характеристика и уровневая оценка цифровой грамотности школьников

Характеристика и уровневая оценка цифровой грамотности школьников

Актуальность. Основная тенденция развития цифрового общества связана с активным внедрением цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека. В этих условиях появляются не только новые возможности для человека, современные технологии, способы коммуникации, решения проблем, но и ранее неизвестные риски и угрозы. Важных вопросом становится формирование цифровой грамотности школьников. Особая роль при этом отводится школьному курсу информатики. Необходимы описательные характеристики цифровой грамотности и индикаторы для ее качественного оценивания. Перспективным направлением в решении данной проблемы авторы определяют использование праксиологических характеристик деятельности с позиций оценки «правильности» использования обучающимися цифровых технологий, их целесообразности, рациональности, эффективности, безопасности, экологичности.

Цель статьи заключается в выявлении характеристических признаков цифровой грамотности школьников, которым можно оценить ее базовый, средний и продвинутый уровень проявления в контексте праксиологического подхода.

Методология и методики исследования. В качестве методологической основы исследования используются системный и праксиологический подходы к оценке цифровой грамотности обучающихся. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт ее уровневой характеристики. При разработке индикаторов цифровой компетентности школьников использованы праксиологические характеристики деятельности человека в аспекте ее эффективности, результативности, технологичности, рациональности, экологичности, точности исполнения.

Результаты исследования представлены подробным описанием индикаторов уровневого оценивания цифровой грамотности (базовый, средний, продвинутый); фиксированием конкретных характеристик ее деятельностной компоненты на основе праксиологических принципов оценивания деятельности и с учетом приоритетных идей современной цифровой образовательной среды. Оцениваются отдельные действия школьника в составе семи областей цифровой грамотности: базовых знаний аппаратного и программного обеспечения, информационной грамотности, коммуникации и сотрудничества, создания контента, безопасности, решения проблем, карьерных компетенций.

Научная новизна обусловлена контекстом рассмотрения проблемы оценивания цифровой грамотности школьников с точки зрения праксиологического подхода, подчеркивающего деятельностный формат проявления цифровых навыков на практике.

Практическая значимость представленных результатов исследования заключается в возможности их использования в образовательных организациях среднего общего образования для совершенствования систем оценивания образовательных достижений обучающихся при изучении школьной информатики с учетом оценки праксиологических характеристик деятельности и выбором наиболее оптимальных форматов развития цифровой грамотности в соответствии с конкретным уровнем сформированности цифровых навыков.

Ключевые слова: грамотность, цифровая грамотность, цифровые навыки, цифровое общество, праксиологический подход, оценивание, школьный курс информатики

Ссылка для цитирования: Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Характеристика и уровневая оценка цифровой грамотности школьников // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 256-277. doi: 10.32744/pse.2021.2.18

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бороненко Татьяна Алексеевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой информатики и информационных систем. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. E-mail: kafivm@lengu.ru. ORCID ID: 0000-0003-2265-3531. Scopus ID: 57201427769. Researcher ID: AAL-8853-2020

Кайсина Анна Владимировна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных систем. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. E-mail: kafivm@lengu.ru. ORCID ID: 0000-0003-2259-114X. Scopus ID: 57207456365

Федотова Вера Сергеевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных систем, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. E-mail: vera1983@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-1974-5809. Scopus ID: 57201423795. Researcher ID: V-3214-2017

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: