Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Развитие осведомленности школьников начальных классов об информационной опасности путем проектирования педагогической деятельности

Развитие осведомленности школьников начальных классов об информационной опасности путем проектирования педагогической деятельности

Проблема и цель. Взаимодействие школьников через виртуальное общение, превращение при этом социального опыта в индивидуальный обозначили необходимость изучения явления, связанного с обменом и распространением информации. Цель исследования заключается в раскрытии типологии информационной опасности, исследовании уровня осведомленности об информационной опасности школьников, проектировании педагогической деятельности с целью минимизировать поведенческий риск учащихся по отношению к собственной безопасности.

Методы исследования. В исследованиях принимали участие школьники 1-4 экспериментальных (221 человек) и контрольных (202 человека) классов. Экспериментальная деятельность заключалась в исследовании уровня осведомленности школьников об информационной опасности с последующим распределением учащихся по группам высокого среднего, ниже среднего и низкого уровней в результате сбора данных. Алгоритм формирующего эксперимента предусматривал педагогические измерения на первом его этапе без целенаправленного вмешательства педагогов в процесс воспитания и на втором этапе после внедрения в образовательный процесс модульного курса «Основы детской информационной безопасности». Сравнение полученных данных на первом и втором этапах осуществлялось с помощью метода статистической обработки данных t-критерий Стьюдента, а также метода описательной статистики по определению среднего значения выраженности признака.

Результаты исследования. Эксперимент показал позитивные изменения в осведомленности учащихся об информационной опасности после планомерной работы с ними в научении методам и приемам работы с информацией. Были выявлены существенные различия в экспериментальных и контрольных классах по t-критерию Стьюдента при t ≥ tkp по показателям «опасность коммуникативная» (t=8,595), «опасность личностная» (t=8,375), «опасность психологическая» (t=7,064), «опасность поведенческая» (t=2,442), «опасность духовно-нравственная» (t=8,028), «опасность резистентная» (t=3,975). Прирост в среднем значении по показателям осведомленности об информационной опасности школьников в экспериментальных классах составил: коммуникативная (0,72), личностная (0,48), поведенческая (0,37), психологическая (0,48), духовно-нравственная (0,45), психофизическая (0,39), резистентная (0,41).

Заключение. Авторский контент в выявлении типологии детской информационной опасности имеет практическую значимость в образовательной деятельности. Осознание школьниками необходимости выбора безопасной информации, самостоятельное принятие решения о лимитированном время провождении за компьютером, с телефоном поможет устранить негативные информационные влияния, создать безопасную детскую информационную среду. Доказательность эксперимента может послужить поводом для решения проблемы информационной зависимости молодого поколения и влияния на него различных информационных ресурсов в социальной сети.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационная опасность, компьютерная зависимость, осведомленность школьников, проектирование педагогической деятельности

Ссылка для цитирования: Капалыгина И. И. Развитие осведомленности школьников начальных классов об информационной опасности путем проектирования педагогической деятельности // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 243-255. doi: 10.32744/pse.2021.2.17

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторе:

Капалыгина Ирина Ивановна (Республика Беларусь, г. Гродно) - Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. E-mail: kapalygina_ii@gsru.by

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: