На современном этапе эволюционного развития информационного общества цифровая грамотность признана жизненно важным навыком. На первый взгляд, складывается впечатление, что современные обучающиеся знают все о цифровых устройствах, быстро разбираются в технологических новинках, могут легко найти любую интересующую их информацию, активно общаются в социальных сетях. Однако педагогическая практика реальной ситуации в школе демонстрирует необходимость дополнительного ознакомления молодежи с новыми возможностями и угрозами цифрового пространства. Подготовка к осознанному, безопасному и продуктивному использованию цифровых технологий в практической деятельности для удовлетворения своих интеллектуальных и социально-экономических потребностей, формирование цифровой грамотности должны начинаться со школьной скамьи. Целесообразно говорить о цифровой грамотности как о главном ресурсе цифровой социализации членов цифрового общества и развития цифровой цивилизации. В этой связи особенно актуально определение содержания цифровой грамотности и построение концептуальной модели понятия цифровой грамотности.
В ходе сопоставительного анализа и обобщения результатов отечественных и зарубежных научных исследований, посвященных разным видам грамотностей человека определены актуальные компоненты цифровой грамотности, выделено семь главных областей. Это основы аппаратного и программного обеспечения, информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем, карьерные компетенции. Представлены их развернутые характеристики, уточнено понятие цифровой грамотности и построена концептуальная модель понятия цифровой грамотности.
Концептуальная модель понятия цифровой грамотности ориентирует на осознанное и рациональное использование человеком цифровых технологий в жизнедеятельности (целевой компонент); характеризует систему знаний, умений и навыков человека в различных областях цифровой грамотности (содержательный компонент); представляет схему развития цифровой грамотности в системе учебных дисциплин и демонстрирует междисциплинарный характер феномена цифровой грамотности (предметно-методический компонент); определяет перечень проявлений цифровой грамотности в каждой ее области в техническом, когнитивном, коммуникативном, ценностном, социальном, этическом, креативном и других аспектах (результативный компонент). В основу модели заложена идея формирования целостного и разностороннего представления о «цифре», цифровом формате данных, способах обработки и свойствах цифровой информации, цифровом пространстве.
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровизация, концептуальная модель, цифровая экономика
Ссылка для цитирования: Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 47-73. doi: 10.32744/pse.2020.4.4
Информация об авторах:
Бороненко Татьяна Алексеевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и информационных систем. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. E-mail: kafivm@lengu.ru. ORCID ID: 0000-0003-2265-3531. Scopus ID: 57201427769 Кайсина Анна Владимировна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. E-mail: kafivm@lengu.ru. ORCID ID: 0000-0003-2259-114X. Scopus ID: 57207456365 Федотова Вера Сергеевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. E-mail: vera1983@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-1974-5809. Scopus ID: 57201423795