Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Концептуальная модель понятия цифровой грамотности

Концептуальная модель понятия цифровой грамотности

На современном этапе эволюционного развития информационного общества цифровая грамотность признана жизненно важным навыком. На первый взгляд, складывается впечатление, что современные обучающиеся знают все о цифровых устройствах, быстро разбираются в технологических новинках, могут легко найти любую интересующую их информацию, активно общаются в социальных сетях. Однако педагогическая практика реальной ситуации в школе демонстрирует необходимость дополнительного ознакомления молодежи с новыми возможностями и угрозами цифрового пространства. Подготовка к осознанному, безопасному и продуктивному использованию цифровых технологий в практической деятельности для удовлетворения своих интеллектуальных и социально-экономических потребностей, формирование цифровой грамотности должны начинаться со школьной скамьи. Целесообразно говорить о цифровой грамотности как о главном ресурсе цифровой социализации членов цифрового общества и развития цифровой цивилизации. В этой связи особенно актуально определение содержания цифровой грамотности и построение концептуальной модели понятия цифровой грамотности.

В ходе сопоставительного анализа и обобщения результатов отечественных и зарубежных научных исследований, посвященных разным видам грамотностей человека определены актуальные компоненты цифровой грамотности, выделено семь главных областей. Это основы аппаратного и программного обеспечения, информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем, карьерные компетенции. Представлены их развернутые характеристики, уточнено понятие цифровой грамотности и построена концептуальная модель понятия цифровой грамотности.

Концептуальная модель понятия цифровой грамотности ориентирует на осознанное и рациональное использование человеком цифровых технологий в жизнедеятельности (целевой компонент); характеризует систему знаний, умений и навыков человека в различных областях цифровой грамотности (содержательный компонент); представляет схему развития цифровой грамотности в системе учебных дисциплин и демонстрирует междисциплинарный характер феномена цифровой грамотности (предметно-методический компонент); определяет перечень проявлений цифровой грамотности в каждой ее области в техническом, когнитивном, коммуникативном, ценностном, социальном, этическом, креативном и других аспектах (результативный компонент). В основу модели заложена идея формирования целостного и разностороннего представления о «цифре», цифровом формате данных, способах обработки и свойствах цифровой информации, цифровом пространстве.

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровизация, концептуальная модель, цифровая экономика

Ссылка для цитирования: Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 47-73. doi: 10.32744/pse.2020.4.4

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бороненко Татьяна Алексеевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и информационных систем. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. E-mail: kafivm@lengu.ru. ORCID ID: 0000-0003-2265-3531. Scopus ID: 57201427769

Кайсина Анна Владимировна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. E-mail: kafivm@lengu.ru. ORCID ID: 0000-0003-2259-114X. Scopus ID: 57207456365

Федотова Вера Сергеевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. E-mail: vera1983@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-1974-5809. Scopus ID: 57201423795

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: