Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд

Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд

В условиях цифровизации образования остро встает проблема чтения текста с экрана: при создании и внедрении цифровых учебных ресурсов в образовательный процесс необходимо учитывать особенности восприятия и понимания учащимися цифрового текста. Это делает феномен цифрового чтения актуальным объектом изучения для целого ряда наук, на стыке которых возможно получить объективное представление о том, как протекает процесс чтения с экрана, какие свойства текста на это влияют и насколько оправданы опасения о преимущественно просмотровом, неглубоком цифровом чтении.

Цель данной статьи – представить обзор современных зарубежных и отечественных исследований цифрового учебного текста и особенностей цифрового чтения в образовательном контексте. Обзор проводится на материале полнотекстовых статей и научных обзоров, монографий и диссертаций на английском и русском языках; особое место занимают эмпирические исследования, в которых за независимые переменные принимаются лингвистические и семиотические особенности цифрового текста, а в качестве зависимых переменных или регистрируемых метрик выступают наблюдаемые параметры чтения, такие как скорость чтения и качество понимания прочитанного.

Проведенный научный обзор позволил выявить основные тенденции в этом научном направлении. Отмечается неустойчивость терминологии, которая влечет за собой трудности при интерпретации и обобщении результатов исследований. Выявляются феноменообразующие свойства цифрового текста: гипертекстуальность, интерактивность и мультимодальность; показываются, однако, противоречия между выводами ученых о том, как эти свойства влияют на цифровое чтение. Подобные противоречия обнаруживаются и в исследованиях эффективности цифрового чтения по сравнению с чтением с листа. Отмечается, что наибольший резонанс имеют работы, подтверждающие негативное влияние цифрового формата на результаты чтения; однако в настоящее время накоплен значительный объем исследований, в которых значимые отличия между форматами не обнаруживаются или, напротив, выявляется преимущество цифрового чтения над бумажным. В целом обзор демонстрирует единство ученых в том, что процессы цифрового чтения и чтения с листа опираются на разные когнитивные механизмы и стратегии.

Сделанные в результате обзора выводы интерпретируются применительно к сфере образования. Так, отмечается, что накопленные данные о цифровом чтении в целом и о влиянии на этот процесс отдельных параметров учебного текста могут и должны стать основой доказательного подхода к проектированию образовательных ресурсов. Также постулируется важность осознанного выбора формата в зависимости от задач, с учетом преимуществ и ограничений цифрового чтения. Утверждается перспективность обучения навыкам осознанного цифрового чтения на всех уровнях образования.

Ключевые слова: цифровое чтение, цифровой учебный текст, мультимодальный текст, гипертекст, интерактивный текст, электронный текст

Ссылка для цитирования: Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 74-98. doi: 10.32744/pse.2020.4.5

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Лебедева Мария Юрьевна (Россия, г. Москва) - Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. E-mail: m.u.lebedeva@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-9893-9846. Scopus ID: 57203321139

Веселовская Татьяна Сергеевна (Россия, г. Москва) - Кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. E-mail: veselovskayats@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-6432-634X. Scopus ID: 57203317772

Купрещенко Ольга Федоровна (Россия, Москва) - Младший научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. E-mail: ofkupr@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-1550-9294. Scopus ID: 57203321301

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: