Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Специфика глазодвигательных реакций и ценностей как предикторов социальной активности студентов

Специфика глазодвигательных реакций и ценностей как предикторов социальной активности студентов

Анализ глазодвигательных реакций в процессе восприятия студентами сюжетов с различными формами социальной активности в соотнесении с готовностью принять участие в них и индивидуальными ценностями позволяет определить особенности ее (активности) личностно-когнитивной регуляции. Предполагается, что отдельные сюжеты социальной активности, по-разному воспринимаются студентами. С одной стороны, более длительная фиксация и изменения зрачка могут быть связаны с ценностями и субъективной значимостью и готовностью принять участие в той или иной форме активности, а с другой, – с параметром общей активности.

Фиксация параметров глазодвигательных реакций производилась посредством аппарата айтрекер Gazepoint GP3 HD. Для оценки выраженности ценностей использовалась методика Ш. Шварца, а также анкета, направленная на оценку социально-демографических характеристик, параметры субъективного благополучия измерялись с помощью методики Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой «Шкала субъективного благополучия».

Установлена связь между общей активностью и временем фиксации на сюжетах с различными ее формами, а также с готовностью к участию в четырех областях (формах активности): труде, досуге, политической и волонтерской акции. Различные ценности как мотивационные стремления к социальной активности связаны с определенными показателями глазодвигательных реакций при восприятии различных сюжетов. На основе регрессионного анализа установлено, что ценность гедонизма обусловливает 15% вариаций времени фиксации на трудовом сюжете, 19% вариаций фиксации на политическом сюжете, ценность самостоятельность-поступки обусловливает 12% вариаций фиксации на политическом сюжете. Сопряженность времени фиксации на определенном сюжете и изменения диаметра зрачка с ценностями совпадает только в двух случаях – ценностей гедонизма при восприятии трудового сюжета и ценностей самостоятельности в поступках при восприятии сюжета волонтерской активности. В результате исследования установлена детерминирующая роль отдельных ценностей в общей и различных формах активности как мотивационной ее основы. Показано, что вовлеченность в разные формы активности способствует субъективному благополучию личности.

Ключевые слова: ценности, социальная активность, глазодвигательная активность, когнитивный процесс, восприятие, готовность к активности

Ссылка для цитирования: Шамионов Р. М., Невский Е. В. Специфика глазодвигательных реакций и ценностей как предикторов социальной активности студентов // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 294-307. doi: 10.32744/pse.2020.3.22

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Шамионов Раиль Мунирович (Россия, Саратов) - Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: shamionov@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8358-597X. 

Невский Егор Владимирович (Россия, Саратов) - Лаборант-исследователь кафедры социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: nevskye00@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-6785-827X

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: