Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия

Оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия

Введение. Возрастающее внимание общества и государства к роли классного руководителя актуализирует проблему оценки эффективности его деятельности с учетом профессионально-личностного благополучия, определяющим успешность, психологический комфорт, удовлетворенность профессиональной деятельностью и здоровье в целом. Цель исследования заключается в разработке, обосновании и апробации методики оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, учитывающей его профессионально-личностного благополучие.

Материалы и методы исследования. В экспертизе методике приняло участие 122 респондента, из них 85 классных руководителей Нижегородской области (Российская Федерация) и 37 магистрантов Мининского университета, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Выборка осуществлялась с учетом возрастных особенностей и опыта работы в данной должности респондентов. Возраст участников составил от 21 до 71 лет. Младшая возрастная группа – до 35 лет составила 33%, средняя – от 36 до 55 лет (46%) и старшая — свыше 55 лет (21%) от общего числа респондентов.

Результаты исследования. На основе отобранных теоретико-методологических оснований была разработана методика оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, учитывающая его профессионально-личностное благополучие. Её содержательный компонент представлен интегративной критериальной матрицей, включающей ряд критериев и показателей, в т.ч. профессионально-личностное благополучие.

В результате эмпирического исследования было установлено, что 76% респондентов положительно отнеслись к разработанной методике, подчеркнули её вариативность. 67,2% экспертов указали на значимость личностного блока интегративной критериальной матрицы, где «профессионально-личностное благополучие классного руководителя» является одним из критериев оценки эффективности. 75%, участвующих в экспертизе, отметили значимость и объективность выделенных показателей профессионально-личностного благополучия. 61,6% подчеркнули, что профессионально-личностное благополучие зависит от психологического климата образовательной организации и отношения участников образовательного процесса к деятельности классного руководителя.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют, что оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия обеспечивает развивающий, стимулирующий характер, позволяет выявить образовательные дефициты, тем самым создавая предпосылки для дальнейшего профессионального самосовершенствования классного руководителя, повышения качества осуществляемого им воспитательного процесса, закрепления и «удержания» начинающих классных руководителей в профессии.

Ключевые слова: классный руководитель, профессионально-личностное благополучие классного руководителя, методика оценки эффективности деятельности классного руководителя, измерение профессионально-личностного благополучия

Ссылка для цитирования: Николина В. В., Лощилова А. А., Аксёнов С. И., Лебедева И. В. Оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя с учётом его профессионально-личностного благополучия // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 621-640. doi: 10.32744/pse.2022.5.37

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Николина Вера Викторовна (Россия, г. Нижний Новгород) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: vnikolina@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3744-1446. Scopus Author ID: 57204900321. ResearcherID: AAY-1623-2020

Лощилова Анна Александровна (Россия, г. Нижний Новгород) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: annet_787@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6296-5516. Scopus Author ID: 57204900034. ResearcherID: I-5429-2018

Аксёнов Сергей Иванович (Россия, г. Нижний Новгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: aksen_82@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6983-077X. Scopus Author ID: 56900926900. ResearcherID: K-1975-2017

Лебедева Ирина Владимировна (Россия, г. Нижний Новгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: lebedeva06.08@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-6819-2382. Scopus Author ID: 57190749560. ResearcherID: K-1996-2017

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: