Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Профессиональное развитие казахстанских сельских учителей русского языка и литературы в условиях цифровизации образования

Профессиональное развитие казахстанских сельских учителей русского языка и литературы в условиях цифровизации образования

Введение. Профессиональное развитие учителя повышает качество образования, способствуют повышению мастерства педагога и мотивируют его на дальнейший непрерывный профессиональный рост. Цель статьи – провести диагностику профессиональных потребностей казахстанских сельских учителей русского языка и литературы и определить факторы, способствующие их профессиональному развитию.

Методы исследования. Для определения оценки деятельности, условий работы и профессионального развития казахстанских педагогов использованы результаты международного исследования учительского корпуса TALIS-2018. С целью определения потребностей сельских учителей и факторов, негативно или благоприятно влияющих на их профессиональное развитие, было проведено анкетирование. В онлайн-опросе приняли участие более 70 сельских учителей русского языка и литературы Алматинской области. Кроме того, для получения качественных данных проведены 2 фокус-группы с учителями Алматинской области Республики Казахстан. Обработка интервью осуществлялась способом расшифровки, т.е. транскрибирования аудиозаписей и кодирования текстов.

Результаты. Результаты онлайн-опроса позволили авторам сделать вывод о том, что сельские учителя русского языка и литературы хотят освоить темы цифровых технологий в образовании (54,5%), функциональной грамотности и критического мышления (54,3%), методик оценивания (47,1%). Профессиональные потребности сельских учителей связаны с необходимостью совершенствования методики преподавания (41,2%), консультаций с наиболее опытными коллегами (32,5%) и формирования навыков работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Заключение. Определены направления, способствующие профессиональному росту сельского учителя русского языка и литературы и качеству повышения успеваемости учащихся сельских школ, где отсутствует языковая среда и плохое качество интернет-соединения: формирование цифровых компетенций сельских учителей, внеклассная работа, наставничество и профессиональная поддержка, диагностика профессиональных потребностей сельских педагогов и организация курсов повышения квалификации, методическая поддержка малокомплектных школ.

Ключевые слова: казахстанские учителя русского языка и литературы, профессиональное развитие, профессиональные потребности

Ссылка для цитирования: Курманкулова А. К., Киынова Ж. К., Сералиева Н. Ж. Профессиональное развитие казахстанских сельских учителей русского языка и литературы в условиях цифровизации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 641-656. doi: 10.32744/pse.2022.5.38

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Курманкулова Амина Куатовна (Казахстан, Алматы) - Докторант, кафедра русского языка и литературы. Казахский национальный женский педагогический университет. E-mail: Amyna92@bk.ru. ORCID ID: 0000-0003-3664-3131

Киынова Жанар Кабдыляшымовна (Казахстан, Алматы) - Профессор, доктор филологических наук, кафедра русского языка и литературы. Казахский национальный женский педагогический университет. E-mail: zhanarkiynova@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-9139-1128. Scopus Author ID: 57195805156

Сералиева Найля Жумагалиевна (Казахстан, Талдыкорган) - Доцент, кандидат педагогических наук. Высшая школа гуманитарных наук. Жетысуский университет им. И. Жансугурова. E-mail: nailya_seralieva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1380-7167

Оставьте комментарий