Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Цифровая образовательная история как составляющая цифрового профиля обучающегося в условиях трансформации образования

Цифровая образовательная история как составляющая цифрового профиля обучающегося в условиях трансформации образования

Введение. Активное развитие цифровой образовательной инфраструктуры в последние годы позволяет образовательным учреждениям собирать и хранить большое количество данных, имеющих отношение к процессу обучения. В связи с этим, представляется актуальной задача описания, структурирования и объединения разнообразных данных об обучающемся в единый цифровой профиль, который позволит применить комплексный подход к решению задач управления образовательным процессом на основе данных.

Материалы и методы. Использован сравнительно-сопоставительный анализ литературы для анализа существующей терминологии в сфере цифровизации, методов моделирования объектов и процессов в образовании, а также для выявления компонентов цифрового профиля обучающегося.

Для оценки деятельности студентов в электронной среде проведено анкетирование, в котором приняло участие 172 студента Сибирского федерального университета (Российская Федерация) нескольких направлений подготовки: «Металлургия», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Прикладная информатика».

Результаты. Предложена пирамида цифровизации обучающегося, включающая следующие уровни иерархии: цифровой след, цифровой профиль, цифровая модель, цифровой двойник. Выявлена структура цифрового профиля обучающегося, включающая две составляющие – цифровой личностный портрет и цифровую образовательную историю, отмечены возможные связи между ними, выполнена классификация компонентов и определены источники получения этих компонентов из ЭИОС вуза.

Введено и подробно описано понятие цифровой образовательной истории, которая представляет собой многомерные структурированные динамически изменяющиеся данные об образовательной деятельности обучающегося и его текущих результатах обучения.

Обозначена проблема полноты данных цифровой образовательной истории, наличие которой подтверждено результатами анкетирования. Выявлены три наиболее часто используемых источника учебных материалов помимо электронных курсов вуза: видеохостинги (используют 85,5% респондентов), образовательное взаимодействие в малых группах (62,2%) и обучающие форумы (45,3%). Извлечение данных цифровой истории из этих источников затруднительно.

Заключение. Данные цифровой образовательной истории в перспективе станут основой для моделирования обучающегося и создания цифрового двойника. Тем не менее существует ряд проблем со сбором, верификацией таких данных, этикой их использования и применимостью для решения задач управления обучением. В работе предложены возможные решения этих проблем.

Ключевые слова: цифровая образовательная история, цифровой профиль обучающегося, цифровой личностный портрет, цифровой след, цифровизация образования

Ссылка для цитирования: Есин Р. В., Зыкова Т. В., Кустицкая Т. А., Кытманов А. А. Цифровая образовательная история как составляющая цифрового профиля обучающегося в условиях трансформации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 566-584. doi: 10.32744/pse.2022.5.34

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Есин Роман Витальевич (Россия, Красноярск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики и компьютерной безопасности. Сибирский федеральный университет. E-mail: resin@sfu-kras.ru. ORCID ID: 0000-0002-9682-4690. Scopus Author ID: 57211472595. ResearcherID: Q-1998-2017

Зыкова Татьяна Викторовна (Россия, Красноярск) - Доцент, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики и компьютерной безопасности. Сибирский федеральный университет. E-mail: tzykova@sfu-kras.ru. ORCID ID: 0000-0002-7332-2372. Scopus Author ID: 57188699496. ResearcherID: D-4765-2018

Кустицкая Татьяна Алексеевна (Россия, Красноярск) - Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики и компьютерной безопасности Сибирский федеральный университет. E-mail: tkustitskaya@sfu-kras.ru. ORCID ID: 0000-0001-9854-1259. Scopus Author ID: 56328269800. ResearcherID: E-3007-2018

Кытманов Алексей Александрович (Россия, Красноярск) - Доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой прикладной математики и компьютерной безопасности. Сибирский федеральный университет. E-mail: aakytmanov@sfu-kras.ru. ORCID ID: 0000-0003-3325-099X. Scopus Author ID: 6602129708. ResearcherID: K-7432-2012

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: