Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Использование результатов государственной итоговой аттестации в организации обучения школьников точным наукам

Использование результатов государственной итоговой аттестации в организации обучения школьников точным наукам

Введение. О состоянии организации обучения школьников точным наукам можно судить по результатам итоговых испытаний в основной и старшей школе, делая выводы о кадровом и программно-методическом обеспечение обозначенного процесса. Можно прогнозировать академическую траекторию ученика, сопоставляя результаты по отдельным экзаменационным предметам. Если обучающийся не выбирает физику для итоговых испытаний в основной школе, то у него более низкий потенциал успешности при поступлении в вузы технической, информационно-технологической направленности.

Материалы и методы. Использованы методы информационного моделирования: статистическая обработка данных, регрессионный анализ. Результаты итоговых испытаний выпускников основной школы в разрезе физики и математики сопоставлены с аналогичными данными по старшей школе. Исследование проведено по генеральной совокупности выпускников школ одного из субъектов Российской Федерации за 2018-2021 гг. Сопоставление результатов проводилось в автоматизированной информационной системе баз данных (АИС). Выборка – 2775 чел.

Результаты исследования. Показано, что с 2018 по 2021 гг. возрастает роль вклада итогового экзамена по математике за основную школу в будущий результат экзамена по математике за старшую школу (рост с 0,526 до 0,701 ед.). При этом роль вклада экзамена по физике (в случае его выбора выпускником) составляет не менее 0,25 ед. Сделано предположение, что в 2022 г. значение вклада результата по физике в результат по математике будет варьироваться в пределах 0,099-0,220 ед., снижение составит – 16,9-62,6%). Подтверждено, что обучающиеся, которые хорошо сдают математику в основной школе и, помимо нее выбирают физику для итоговых испытаний, получают значимо более высокие результаты и увереннее идентифицируют себя с академической карьерой в сфере точных наук.

Заключение. Предложенный подход к обработке первичных данных государственной итоговой аттестации ориентирован на решение проблем общеобразовательных организаций в обучении школьников точным наукам. Инструменты информационного моделирования применены в гуманитарной плоскости образовательного менеджмента.

Ключевые слова: общее образование, обучение точным наукам, ГИА, результаты итоговых испытаний, академическая траектория обучающихся, доказательное управление

Ссылка для цитирования: Илюхин Б. В., Савиных Г. П., Зенкова Ж. Н., Сербина Н. П., Кабанова Т. В. Использование результатов государственной итоговой аттестации в организации обучения школьников точным наукам // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 219-232. doi: 10.32744/pse.2022.5.13

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Илюхин Борис Валентинович (Россия, Москва) - Директор научно-исследовательского Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы. E-mail: ilyukhin-bv@ranepa.ru. ORCID ID: 0000-0002-9439-9942

Савиных Галина Петровна (Россия, Москва) - Старший научный сотрудник научно-исследовательского Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы. E-mail: 7069494@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0302-6030

Зенкова Жанна Николаевна (Россия, Томск) - Доцент Института прикладной математики и компьютерных наук. Томский государственный университет | Старший научный сотрудник научно-исследовательского Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы. E-mail: zhanna.zenkova@mail.tsu.ru. ORCID ID: 0000-0002-3776-9935

Сербина Наталья Павловна (Россия, Москва) - Старший научный сотрудник научно-исследовательского Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы. E-mail: nataschaserbina@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-7100-7267

Кабанова Татьяна Валерьевна (Россия, Томск) - Доцент Института прикладной математики и компьютерных наук. Томский государственный университет. E-mail: tvk@mail.tsu.ru

Оставьте комментарий