Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов

Стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов

Введение. В условиях социально-экономических изменений в мире, отражающих существенные трансформации в сфере труда и молодежной занятости актуализируется востребованность оптимального трудоустройства выпускников вузов как значимого индикатора качества профессиональной подготовки молодых специалистов и пополнения рынка труда квалифицированной рабочей силой, обеспечивающей реализацию прогрессивных целей развития мирового сообщества. Вместе с тем в вузах уделяется недостаточное внимание к социально-педагогическому содействию трудоустройству выпускников и ее стратегиям, повышающим результативность первого вхождения молодежи в трудовую деятельности, их адаптационные возможности и конкурентные преимущества на рынке труда.

Цель статьи: разработать и экспериментально апробировать стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.

Методы исследования. В эксперименте приняло участие 448 студентов старших курсов российских вузов. Использовался комплекс валидных диагностических методик на определение уровня сформированности культуры трудоустройства студентов как результата реализации стратегий: тестовая беседа на выявление комплексных знаний о продуктивном трудоустройстве; анкетирование в области профессиональных планов и готовности к предстоящему трудоустройству; опросник самомониторинга; методика изучения мотивации профессиональной карьеры; шкала самоэффективности; методика оценки карьерных ориентаций; методика изучения потребности в саморазвитии; методика оценки самопрезентационных умений. Достоверность полученных данных проверялась с помощью статистического критерия χ2-Пирсона.

Результаты исследования. В результате разработки и реализации комплекса стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов в экспериментальной группе зафиксировано значимое повышение уровня сформированности культуры трудоустройства студентов (χ2эмп = 17,584) по сравнению с обучающимися контрольной группы, не показавших положительную динамику в уровне измеряемой профессионально-личностной характеристики (χ2эмп = 0,238) в ходе экспериментальной работы.

Заключение. Выявлено, что использование стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов (актуализация профессионально-личностного потенциала молодых специалистов; социально-педагогическое ориентирование студентов на успешную самопрезентацию; активизация профессионального самоопределения и предоставления права выбора; скаффолдинг) определяет результативность формирования культуры трудоустройства студентов и задает ориентир повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова: трудоустройство, высшее образование, социально-педагогическое содействие, студенты старших курсов, культура трудоустройства, стратегии содействия

Ссылка для цитирования: Пак Л. Г., Каменева Е. Г., Кочемасова Л. А., Соколова Ю. А. Стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 200-218. doi: 10.32744/pse.2022.5.12

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Пак Любовь Геннадьевна (Россия, Оренбург) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социологии. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: lyubov-pak@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-7321-506X. Scopus Author ID: 57211777058. ResearcherID: AAB-7972-2020

Каменева Елена Григорьевна (Россия, Оренбург) - Доцент, кандидат педагогических наук, проректор по социальной и воспитательной работе, доцент кафедры педагогики и социологии. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: kameneva@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-0032-5193

Кочемасова Любовь Александровна (Россия, Оренбург) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социологии. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: lkochem@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4972-1047. Scopus Author ID: 57204706899

Соколова Юлия Александровна (Россия, Оренбург) - Начальник отдела профориентационной работы и трудоустройства выпускников. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: uliababushkina@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4745-9903

Оставьте комментарий