Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Синергетический подход в формировании у студентов современной естественнонаучной картины мира

Синергетический подход в формировании у студентов современной естественнонаучной картины мира

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе формирования у студентов современной естественнонаучной картины мира возникла проблема поиска оптимальных и эффективных подходов для ее целостного и системного представления. Ставится вопрос об использовании синергетического подхода в качестве средства осмысления окружающего мира как единой и эволюционирующей совокупности самоорганизующихся процессов.

Цель исследования: разработать модель формирования современной естественнонаучной картины мира на основе синергетического подхода и проверить ее эффективность при изучении дисциплины «Концепции современного естествознания».

Материалы и методы. В исследовании приняло участие 60 студентов 2 курса, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат). Математико-статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью t-критерия Стъюдента.

Результаты. Реализация процесса формирования у студентов современной естественнонаучной картины мира была основана на синергетическом подходе в соответствии с основными положениями разработанной модели. Математико-статистическая обработка результатов исследования проводилась между уровнем сформированности у студентов экспериментальной и контрольной групп современной естественнонаучной картины мира по каждому содержательному компоненту, предложенному в модели. Сравнение эмпирически полученных критериев Стъюдента (t) с критическим значением tкр.=2,0 для данного числа испытуемых при уровне статистической значимости р≤0,05 позволяет сделать вывод о том, что существуют статистически значимые различия в средней выраженности для всех показателей эффективности сформированности современной естественнонаучной картины мира: наличие мотивации к изучению естественных наук (t=4,62); знание естественнонаучных терминов (t=6,17) и т.д. Анализ полученных данных позволяет констатировать достоверную эффективность использования модели формирования современной естественнонаучной картины мира.

Заключение. Реализация рассматриваемого процесса в соответствии с основными положениями разработанной модели позволяет повысить уровень сформированности современной естественнонаучной картины мира у обучающихся. В дальнейших исследованиях возможно изучение приложения разработанной модели к смежным дисциплинам.

Ключевые слова: синергетический подход, современная естественнонаучная картина мира, концепции современного естествознания, структура изучения концепции, студенты

Ссылка для цитирования: Шестакова Л. Г., Зенцова И. М., Рихтер Т. В., Сугробова Н. Ю. Синергетический подход в формировании у студентов современной естественнонаучной картины мира // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 55-73. doi: 10.32744/pse.2022.3.4

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Шестакова Лидия Геннадьевна (Российская Федерация, г. Пермь) - Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин. Пермский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: shestakowa@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-6823-4511. Scopus Author ID: 57190008259. ResearcherID: F-4318-2019

Зенцова Инна Михайловна (Российская Федерация, г. Пермь) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин. Пермский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: imzencova@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2243-2731. Scopus Author ID: 57221520398. Researcher ID: AAI-4133-2021

Рихтер Татьяна Васильевна (Российская Федерация, г. Пермь) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин. Пермский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: tatyanarikhter@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-3698-3147. Scopus Author ID: 57196287939. Researcher ID: AAI-2065-2021

Сугробова Наталия Юрьевна (Российская Федерация, г. Пермь) - Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин. Пермский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: nsugrobova68@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6575-3308. Scopus Author ID: 57196296711. ResearcherID: AAI-6382-2021

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: