Введение. Актуальность исследования определяется потребностью выявления возможностей взаимообогащающего диалога филологических и математических знаний в условиях цифрового пространства при осуществлении научно-исследовательской работы магистрантов. Цель статьи – поиск путей совершенствования организационного и методического инструментария для развития исследовательских навыков будущих специалистов-филологов. В этой связи авторы предлагают собственную концепцию и конкретные пути решения проблемы, которые состоят в дополнении перечня профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности и формировании.
Методология исследования. Оценка сформированности исследовательских компетенций магистрантов в процессе решения междисциплинарных заданий в сетевом формате осуществлялась на контрольной (n1=20) и экспериментальной (n2=20) группах студентов направления подготовки «Журналистика», «Филология» Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Диагностика проводилась на основании контроля фактических результатов активности научно-исследовательской деятельности магистрантов. Эмпирические результаты исследования были проанализированы с использованием совокупности математико-статистических методов (методы описательной статистики, φ-критерий Фишера).
Результаты исследования. Организация коммуникационного пространства для участников программ осуществляется посредством создания web-площадок, на которых руководителями ставятся профессиональные проблемы перед магистрантами-гуманитариями, а обучающиеся других профилей оказывают техническую или математическую помощь в их решении с дальнейшим критическим обсуждением и оценкой полученных результатов. В исследовании проиллюстрированы междисциплинарные задания для студентов-филологов, основанные на методах компьютерного моделирования и текстологическом анализе. Диагностика сформированности исследовательских компетенций доказала статистическую значимость предлагаемого содержания и форм обучения (φэмп =2,58 по показателю академической успеваемости НИР и φэмп* =2,353 по научно-исследовательской активности).
Заключение. Инновационная методика организации НИР магистрантов в сетевом формате, внедряемая в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, эффективна для разных гуманитарных направлений подготовки. Действия магистрантов, сопряженные с формулированием, моделированием и интерпретацией данных, демонстрируют сформированность компетенций, отражающих ключевые виды научно-исследовательской деятельности при решении профессиональных проблем на основе диалога культур.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, исследовательские компетенции, междисциплинарные исследовательские задания, текстологический анализ, диалог культур, цифровизация образования
Ссылка для цитирования: Дворяткина С. Н., Дякина А. А., Щербатых С. В. Научно-исследовательская работа магистрантов в условиях цифровизированного диалога культур // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 108-125. doi: 10.32744/pse.2022.3.7

Информация об авторах:
Дворяткина Светлана Николаевна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: sobdvor@yelets.lipetsk.ru. ORCID ID: 0000-0001-7823-7751. Scopus Author ID: 57193775897 Дякина Анжелика Александровна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры литературоведения и журналистики. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: anjeloprof@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6319-6966. Scopus Author ID: 57193766059 Щербатых Сергей Викторович (Россия, Елец) - Профессор, доктор педагогических наук, и.о. ректора. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: shcherserg@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4870-8257. Scopus Author ID: 57196473659