Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Формирование мировоззренческой культуры будущих учителей средствами иноязычного образования

Формирование мировоззренческой культуры будущих учителей средствами иноязычного образования

Введение. Становление мировоззренческой культуры студентов, проявляющейся в широкой эрудиции, ориентации на гуманистические принципы, стремлении к познанию, раскрытии сущностного потенциала и духовном совершенствовании, является важной личностно развивающей установкой иноязычного образования в вузе. Цель статьи – выявить и проанализировать педагогические условия формирования мировоззренческой культуры будущих учителей в процессе реализации методической модели развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования.

Материалы и методы. Методологию исследования составили онтологический, событийный, антропологический, синергетический, герменевтический, гуманистический, аксиологический, культурологического, личностно-развивающий подходы. В исследовании были задействованы 687 студентов педагогических, гуманитарных, социальных, технических, физико-математических, естественнонаучных направлений подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры Петрозаводского государственного университета; участниками основного экспериментального обучения были 18 студентов – будущих учителей. Для решения задач исследования применялся комплекс методов: анкетирование, опросы, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, количественный анализ письменных работ, коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты. Сравнительный анализ результатов диагностических мероприятий выявил у студентов экспериментальной группы улучшение по показателю целостности знаний (85,72%), проявляющейся в прочности усвоенных знаний, устойчивости представлений о целостности картины мира, осознании себя в качестве субъекта познания и стремлении к самоанализу на основе самопонимания; на 14,29% возросли показатели нравственных ориентаций, в том числе мотивационно-ценностного отношения к профессии учителя; значительно проявилась социальная активность будущих учителей (42,86%), раскрывающаяся в переносе внутренней мировоззренческой позиции в жизнедеятельность. Выявлена положительная динамика изменения степени корреляции количества студентов по уровням на начальном (0,614) и конечном этапах (0,474), что связано с увеличением количества студентом с высоким уровнем и отсутствием студентов с низким уровнем в результате опытно-экспериментального обучения.

Заключение. Становление мировоззренческой культуры будущих учителей достигается при актуализации когнитивной, гносеологической, регулятивной, коммуникативной, обучающее-воспитательной, творческой, герменевтической, гуманистической и др. установок иноязычного образования в вузе.

Ключевые слова: мировоззренческая культура, ценности, будущие учителя, интеллектуальная культура, иноязычное образование, гуманизация образования

Ссылка для цитирования: Володина О. В. Формирование мировоззренческой культуры будущих учителей средствами иноязычного образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 126-159. doi: 10.32744/pse.2022.3.8

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторе:

Володина Ольга Васильевна (Россия, Петрозаводск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей Института иностранных языков. Петрозаводский государственный университет. E-mail: volodina@petrsu.ru

Оставьте комментарий