Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля

Педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля

Введение. Актуальность данной темы обусловлена результатами исследований уровня читательской грамотности подростков, проведенных в рамках международной программы по оценке образовательных достижений PISA и, как следствие, необходимостью разработки программы развития личности школьника, способного понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей, обогащения знаний и расширения возможностей участия в социальной жизни. Целью данной работы является анализ эффективности педагогических условий развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля.

Материалы и методы. В ходе экспериментального исследования авторы осуществили субъектно-активизирующую диагностику уровня читательской грамотности обучающихся 8 – 9 классов образовательных учреждений города Оренбурга (Российская Федерация), которая не только помогала определить уровень читательской грамотности, но и способствовала проявлению активности обучающихся на занятиях и во внеучебной деятельности. Использовался комплекс валидных диагностических методик: тестовая беседа, обеспечивающая мониторинг знаний школьников; методика ранжирования мотивов; методика удовлетворенности деятельностью. Для статистической оценки эффективности формирующих воздействий использовался критерий χ2-Пирсона.

Результаты. Содержание пополнялось за счет актуализации текстов различных видов и типов, различной тематической направленности, стилистической окраски на уроках русского языка, истории, обществознания и во внеурочное время; были организованы элективные курсы по освоению школьниками смыслового чтения; организовывались диспуты, коммуникативные игры и ситуации, тренинги, исследовательские проекты. На основе сравнительно-сопоставительного анализа эмпирических данных, статистического анализа установлена положительная динамика и увеличение значений показателей по когнитивному (читательская наблюдательность) критерию, мотивационному (читательская ориентированность) критерию и практическому (читательская восприимчивость) критериям (p<0,05). Данные свидетельствуют, о позитивном приросте всех аспектов читательской грамотности обучающихся.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при последовательной реализации педагогических условий уровень читательской грамотности обучающихся выходит на более высокий уровень развития. Полученные результаты могут быть использованы для обогащения программ школьного образования, а также при проектировании долговременных программ для подрастающего поколения.

Ключевые слова: читательская грамотность, модель процесса развития читательской грамотности, обучающиеся, педагогические условия, научно-методическое обеспечение

Ссылка для цитирования: Брякова И. Е., Кулаева Г. М., Якимов П. А. Педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 315-328. doi: 10.32744/pse.2022.1.20

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Брякова Ирина Евгеньевна (Россия, Оренбург) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и МПЛ. Оренбургский государственный педагогический университет. E-mail: ibryakova@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-6922-0197

Кулаева Галина Михайловна (Россия, Оренбург) - Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой русского языка и МПРЯ. Оренбургский государственный педагогический университет. E-mail: galina-kulaeva@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-2371-8579

Якимов Петр Анатольевич (Россия, Оренбург) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и МПРЯ. Оренбургский государственный педагогический университет. E-mail: pyakimov@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-3571-9835

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: