Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Особенности физической работоспособности подростков в различных зонах мощности и их учет в процессе физического воспитания в школе

Особенности физической работоспособности подростков в различных зонах мощности и их учет в процессе физического воспитания в школе

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса физического воспитания школьников–подростков на основе учета специфики физической работоспособности в широком диапазоне доступных нагрузок и степени половой зрелости.

Цель статьи – выявить особенности физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 13-15 лет с разными стадиями полового созревания (СПС), проявляющиеся в разных зонах относительной мощности.

Материалы и методы. В исследовании участвовали школьники–подростки 13-15 лет (n=168), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Для оценки физической работоспособности и двигательной подготовленности использовали комплекс функциональных проб и моторных тестов. Различия, определяемые посредством t-критерия Стьюдента, считались значимыми при p <0.05.

Результаты. Анализ изменений работоспособности в зоне максимальной мощности, показал, что она значительно увеличивается в процессе полового созревания: по мере перехода от I к V СПС наблюдалось возрастание (t=3.09–13.06; ps<0.01–0.001) всех используемых показателей.

Сходная картина наблюдалась при работе в зоне субмаксимальной мощности. С увеличением уровня половой зрелости происходило общее улучшение (t=2,81–9,14; ps<0.05–0.001) работоспособности.

В зоне большой мощности различия между I и V СПС выявлены только в отношение PWC170 (t=10,29; p<0.001) и шестиминутного бега (t=4,25; p<0.001). В зоне умеренной мощности улучшились результаты теста Купера (t=7,92; p<0.001) и ватт-пульс – ВтП (t=2,64; p<0.05), уменьшился показатель аэробной ёмкости – коэффициент b уравнения Мюллера (t=5,48; p<0.001). В зонах максимальной и субмаксимальной мощности отмечался поступательный прирост интегральных оценок работоспособности от I к V СПС, тогда как в зонах большой и умеренной мощности максимальный уровень функциональных возможностей наблюдался на III СПС.

Заключение. Полученные результаты дают основание считать, что на уроках физической культуры в школе, при использовании внеклассных и внешкольных форм занятий физическими упражнениями, необходимо объединять подростков с одинаковыми показателями биологической зрелости в одну подгруппу и с учетом этого подбирать средства и методы повышения физической работоспособности, развития кондиционных двигательных способностей и параметры физических нагрузок различной метаболической направленности. Нормативы оценки физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников-подростков одного паспортного возраста должны также разрабатываться отдельно для начальных и завершающих стадий полового созревания.

Ключевые слова: физическое воспитание, зоны мощности, физическая работоспособность и двигательная подготовленность, стадии полового созревания, развитие двигательных способностей, обучение двигательным действиям

Ссылка для цитирования: Криволапчук И. А., Раевский Д. А., Зайцева Г. А., Чернова М. Б., Баранцев С. А., Орлова Н. И. Особенности физической работоспособности подростков в различных зонах мощности и их учет в процессе физического воспитания в школе // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 329-344. doi: 10.32744/pse.2022.1.21

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Криволапчук Игорь Альлерович (Российская Федерация, Москва) - Доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания. ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» | 
Профессор. Государственный университет управления. E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru. ОRCID ID: 0000-0001-8628-6924. Scopus Author ID: 56406490800. ResearcherID: N-2363-2016

Раевский Дмитрий Александрович (Российская Федерация, Москва) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры. Государственный университет управления. E-mail: da-ray@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2550-8110

Зайцева Галина Алексеевна (Российская Федерация, Москва) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и здоровья. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». E-mail: nabla3@rambler.ru. ОRCID ID: 0000-0001-9631-2110

Чернова Мария Борисовна (Российская Федерация, Москва) - Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания. ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования». E-mail: mashacernova@mail.ru. ОRCID ID: 0000-0002-1253-9842. Scopus Author ID: 55241336100

Баранцев Сергей Анатольевич (Российская Федерация, Москва) - Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания. ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» | Профессор. Государственный университет управления. E-mail: barancev_sergei@mail.ru. ОRCID ID: 0000-0002-7765-1755

Орлова Нина Исааковна (Российская Федерация, Москва) - Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания. ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования». E-mail: ninalynx@list.ru. ОRCID ID: 0000-0002-4161-8523

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: