Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Формирование ценностных отношений учащихся посредством вовлечения их в различные практики социального участия

Формирование ценностных отношений учащихся посредством вовлечения их в различные практики социального участия

Проблема формирования ценностных отношений учащегося в информационном обществе актуализируется тем, что процессы освоения и отражения социальной реальности у школьников идут наряду с процессами построения и конструирования образа мира и себя в этом мире. При увеличении объема информации в мире многообразия и сложности учащиеся затрудняются в осмыслении полученной информации, формировании личностных смыслов. Цель исследования – выявить особенности ценностных ориентаций учащихся, экспериментально доказать эффективность вовлечения школьников в различные практики социального участия как значимого фактора формирования ценностных отношений в системе воспитания.

Методологической основой исследования является культурно-историческая теория Л.С. Выготского. В исследовании приняло участие 365 учащихся в возрасте от 11 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях. Эмпирическую основу составили проективные методики: «Недописанная ситуация», «Фантастический выбор», методика свободного выбора предъявленных ответов (Н.Е. Щурковой). Для статистической обработки результатов исследования был применен критерий Фишера.

Формирование ценностных отношений учащихся выстраивалось в процессе вовлечения их в различные практики социального участия как включение школьников в общественно-полезную деятельность на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Установлены значимые изменения по когнитивному (у пятиклассников и семиклассников — р < 0,05; десятиклассников — р < 0,01), эмоциональному (у пятиклассников и семиклассников — р < 0,05), практически-действенному (во всех возрастных группах — р < 0,05) компонентам ценностных ориентаций. У десятиклассников отмечена положительная динамика по эмоциональному компоненту ценностных ориентаций, но значимых изменений не выявлено. Эффективность вовлечения учащихся в практики социального участия рассматривается не как свершившийся, а как динамичный процесс, в результате которого у учащегося развивается способность быть субъектом собственной жизнедеятельности в условиях социального детства.

Проведенное исследование доказывает необходимость вовлечения учащихся в социальную деятельность в детско-взрослых сообществах на базе школы. В результате эффективнее осуществляется осмысление жизни, на основе учета интересов другого человека развивается эмоциональная сфера школьника, учащийся последовательно овладевает опытом социальной жизни при поддержке значимого взрослого.

Ключевые слова: система воспитания, информационное общество, ценностные ориентации, отношения, расширенная личность, открытое воспитательное пространство, практики социального участия

Ссылка для цитирования: Попова С. И. Формирование ценностных отношений учащихся посредством вовлечения их в различные практики социального участия // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 343-357. doi: 10.32744/pse.2021.4.22

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторе:

Попова Светлана Игоревна (Россия, г. Череповец) - Доцент, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник. Череповецкий государственный университет. E-mail: e-mail: psvetlana2015@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2677-1917. Scopus ID: 57216300356. ResaecherID: AAK-7227-2021


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: