Введение. На современном этапе расширение круга интересов детей дошкольного возраста является социальным заказом общества для системы дошкольного образования. Одной из важных задач современного образования является развитие различных форм личностной активности детей, включая развитие эмоционального интеллекта. Современная педагогика сталкивается с множеством проблем психологического характера. Одна из наиболее актуальных – низкий уровень развития эмоционального интеллекта. В педагогической практике отмечаются определенные трудности взаимодействия с дошкольниками посредством эмоционально-волевой сферы: особенности внутренних переживаний и их влияние на поведенческую сферу; яркая выраженность эмоционального отклика; эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности и утомляемости; несформированность сочувствия и сопереживания; необоснованное чувство страха и т.д.
Материалы и методы. Для сбора результатов использовались теоретические и эмпирические методы: педагогическая диагностика, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка результатов исследования (χ2-Пирсона). В исследовании принимали участие дети образовательных организаций г. Магнитогорска (139 человек), а также студенты и преподаватели Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.
Результаты исследования. Разработана и апробирована программа по развитию эмоционального интеллекта с использованием художественных произведений, включающая игро-сказки, упражнения, этюды на сказочные сюжеты, консультативный материал. Проведенное исследование показало статистические различия (p < 0,05) по результатам диагностических данных констатирующего и контрольного этапов, что подтверждает эффективность развития эмоционального интеллекта дошкольников средствами художественных произведений и методов сказкотерапии.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, эмоциональный интеллект, художественное произведение, сказка, эмпатия, сказкотерапевтические технологии, эмоциональная устойчивость
Ссылка для цитирования: Чернобровкин В. А., Тупикина Д. В., Павлюченко Е. А., Карлова Ю. В., Яковлева Е. В. Использование художественных произведений в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 327-342. doi: 10.32744/pse.2021.4.21

Информация об авторах:
Чернобровкин Владимир Александрович (Россия, г. Магнитогорск) - Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». E-mail: chernobrov.vl@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8381-7160. Scopus ID: 57194392897 Тупикина Диана Валерьевна (Россия, г. Магнитогорск) - Магистрант направления подготовки «Управление дошкольным образованием», институт гуманитарного образования. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». E-mail: dkristalnaa@gmail.com Павлюченко Екатерина Александровна (Россия, г. Магнитогорск) - Заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 123 комбинированного вида» г. Магнитогорска, магистрант направления подготовки «Управление дошкольным образованием», институт гуманитарного образования. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». E-mail: sofuko2007@mail.ru Карлова Юлия Вадимовна (Россия, г. Магнитогорск) - Бакалавр направления подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», институт гуманитарного образования. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». E-mail: karlova.yulya5@mail.ru Яковлева Екатерина Викторовна (Россия, г. Магнитогорск) - Заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 110» г. Магнитогорска. E-mail: ytakayytakay@mail.ru