В статье рассматриваются теоретические основы вариативного иноязычного образования в высшей школе. Отмечается, что формирование и развитие вторичной языковой личности будущих выпускников вуза реализуется в условиях выбора образовательного варианта на основе алгоритма рационального выбора. Свобода выбора варианта обеспечивает индивидуализацию образования в условиях массовой школы. Образовательный вариант представляет собой объект выбора из рядоположенных элементов, содержащий единое ядро, но обладающих отличительными характеристиками, позволяющими учитывать когнитивные особенности обучающихся, их личностные и профессиональные потребности, уровень владения иностранным языком. Закономерности вариативного иноязычного образования включают освоение варианта в самостоятельной лингвообразовательной деятельности, межпредметность иноязычного содержания, осуществление вариативного маршрута. Самостоятельная работа обучающихся коррелирует с решаемыми квазипрофессиональными задачами во время аудиторных занятий. Экспериментальная проверка подтвердила эффективность предлагаемой системы на разных уровнях образования.
Ключевые слова: иноязычное образование, высшая школа, вторичная языковая личность, вариативность, образовательный вариант, алгоритм выбора, самостоятельная работа, межпредметность, образовательная траектория
Ссылка для цитирования: Леушина И. В., Тимкина Ю. Ю. Концептуальные основы вариативного иноязычного образования в высшей школе // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 58-67. doi: 10.32744/pse.2019.2.5
Информация об авторах:
Леушина Ирина Владимировна (Россия, Нижний Новгород) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков. Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева. E-mail: leushinaiv@yandex.ru Тимкина Юлия Юрьевна (Россия, Пермь) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова. E-mail: timkinaj@mail.ru