Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Использование больших данных в практиках профориентации школьников на медицинскую профессию

Использование больших данных в практиках профориентации школьников на медицинскую профессию

Введение. Дефициты кадрового обеспечения здравоохранения негативно сказываются на доступности и качестве медицинской помощи и, соответственно, на качестве жизни и благополучии людей. Для устранения этих дефицитов предлагается использовать новые форматы и инструменты профессиональной ориентации школьников на медицинские профессии.

Цель исследования: выявить возможности использования больших данных для развития практик профориентации школьников в сферу медицинского труда.

Материалы и методы. Исследование было построено на выявлении паттерна личных и профессиональных интересов медицинского сообщества на основе данных цифрового следа медицинских работников, студентов первого и выпускного курса ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» (далее – СибГМУ) [Российская Федерация]. Для проведения исследования была использована технология «Пиксель» от социальной сети «ВКонтакте». В исследовании приняли участие 947 человек, на основе личных данных которых был сформирован паттерн интересов медицинского сообщества.

Применялись методы теоретического и структурного анализа, метод предиктивной аналитики и имитационного моделирования на основе данных нейронных сетей и парсинг.

Результаты исследования. Выявлено 6 признаков сегментации целевой аудитории (медицинское сообщество), на основе маркетингового подхода найдены, проанализированы и дифференцированы (явные и неявные) идентификационные признаки, отражающие причастность пользователей социальной сети «ВКонтакте» к медицинскому сообществу. На основе технология «Пиксель» обнаружено 3 подуровня из категории явного профессионального интереса пользователя и 184 характеристики, на основе которых они формируется. Используя базу социальной сети «ВКонтакте» обработано 79 млн страниц пользователей по идентификационным признакам, выявлено, что 79 тыс. человек соответствуют явному профессиональному интересу из категории «Медицина». Проведен поиск и анализ интересов студентов первого (937 человек) и выпускного курса СибГМУ, а также действующих специалистов (врачей с опытом работы более 5 лет), на основе которого, выявлен паттерн интересов из категории неявных идентификационных признаков, состоящий из 14 категорий.

Заключение. Результаты исследования показали, что использование больших данных и анализ цифрового следа медицинского сообщества является эффективным инструментом развития практик профориентационной работы со школьниками и их родителями. Выявление паттернов личных и профессиональных интересов медицинского сообщества может быть использовано для повышения эффективности профориентационной работы со школьниками в направлении мотивированного выбора ими сферы медицинского труда как карьерного вектора. Работа с большими данными, дополняя имеющиеся профориентационные подходы, выступает способом понимания предпочтений и интересов каждого школьника, что важно для обеспечения персонализированного сопровождения профессионального самоопределения.

Ключевые слова: медицинские профессии, профориентация школьников, персонализированное сопровождение профессионального самоопределения, большие данные, нейронные сети, предиктивная аналитика

Ссылка для цитирования: Малахов В. В., Смышляева Л. Г., Мелентьева А. Н., Окороков А. О. Использование больших данных в практиках профориентации школьников на медицинскую профессию // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 516-531. doi: 10.32744/pse.2023.6.30

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Малахов Владислав Валерьевич (Россия г. Томск) - Аспирант Института развития педагогического образования. ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» | Лаборант, Лаборатория развития образования. ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России. E-mail: malakhov14@yandex.ru

Смышляева Лариса Германовна (Россия г. Томск) - Доктор педагогических наук, доцент. Заведующий лаборатории, Лаборатория развития образования. ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России. E-mail: laris.s@mail.ru

Мелентьева Александра Николаевна (Россия г. Томск) - Кандидат фармацевтических наук. Начальник управления нового набора студентов. ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России. E-mail: melesokol@gmail.com

Окороков Александр Олегович (Россия г. Томск) - Проректор по учебной работе. ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России. E-mail: prorector.ur@ssmu.ru

Оставьте комментарий