Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Оценка уровня сформированности цифровых компетенций студентов на основе нечеткой логики

Оценка уровня сформированности цифровых компетенций студентов на основе нечеткой логики

Введение. Современный этап развития человечества выдвигает новые требования к компетенциям, обеспечивающим конкурентоспособность специалистов на рынке труда. Сегодня одно из важнейших мест в портфеле компетенций конкурентоспособного специалиста занимают цифровые компетенции. Понимание значимости цифровых компетенций не только для отдельных специалистов, но и для экономики в целом приводит к закономерному стремлению оценить уровень цифровых компетенций.

Целью исследования является повышение объективности и достоверности проведения оценки цифровых компетенций студентов на основе разработанной нечеткой модели.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты Государственного университета управления (Россия) направления «Экономика», профиль «Экономика» в количестве 269 человек. В качестве основных методов исследования выделены: эмпирические – педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; педагогический эксперимент – для экспериментальной проверки эффективности дидактических условий; нечеткой логики – для оценки уровня цифровых компетенций студентов.

Результаты. Для оценки уровня цифровых компетенций студентов использована нечетко-множественная модель, представленная в виде иерархической взаимосвязи между входными переменными, интегральными характеристиками четырех критериев оценки: когнитивно-информационного, компьютерно-технологического, процессуально-аналитического, мотивационно-познавательного и исходной переменной – интегральным уровнем цифровой компетентности.

По результатам апробации в системе MATLAB синтезированной структуры типа Мамдани констатируется высокий процент базового уровня сформированности цифровой компетентности студентов (59% в контрольной группе и 57% в экспериментальной группе). На формирующем этапе эксперимента осуществлена проверка эффективности предложенных дидактических условий. Подтверждение достоверности экспериментальных данных осуществлялось с помощью критерия Пирсона.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволили подтвердить эффективность использования метода нечеткой логики для создания информационной базы принятия решений по оценке цифровых компетенций студентов. Предложенная методология оценки компетентности студентов экономических специальностей может быть адаптирована и для других направлений подготовки с учетом их специфики.

Ключевые слова: цифровые компетенции, нечеткая логика, функции принадлежности, образовательная среда, критериальная база

Ссылка для цитирования: Белоусова М. Н. Оценка уровня сформированности цифровых компетенций студентов на основе нечеткой логики // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 548-564. doi: 10.32744/pse.2023.6.32

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Белоусова Мария Николаевна (Россия, г. Москва) - Кандидат экономических наук. Доцент кафедры информационных систем. ФГБОУ ВО «Государственный университет управления». E-mail: mn_belousova@guu.ru. ORCID ID: 0000-0002-0072-5656. Scopus Author ID: 57215683647. ReseacherID: C-7273-2019

Оставьте комментарий