Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Научно-популярный фильм как ресурс интеграции медиаобразовательных технологий в систему обучения математике

Научно-популярный фильм как ресурс интеграции медиаобразовательных технологий в систему обучения математике

Введение. Формирование медиаграмотного поколения является одним из приоритетных направлений общественного развития России. Целью исследования явилась разработка и внедрение технологий медиаобразования в процесс подготовки будущих учителей математики для формирования у них умений по созданию визуальных медиатекстов как эффективных дидактических средств развития устойчивых мотивов поиска и освоения сложного математического знания.

Материалы и методы. В пилотном исследовании приняли участие 92 студента Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (Российская Федерация) в период с 2020 по 2023 год. Экспериментальную выборку составили студенты направления подготовки «Педагогическое образование».

Ведущим методом стала экспертная оценка, основанная на качественной и количественной характеристике педагогической деятельности студентов руководителями школ, курирующими учителями-предметниками и методистами по математике от вуза.

Результаты исследования. В исследовании созданные будущими учителями математики научно-популярные видеофильмы представлены как эффективное дидактическое средство для формирования устойчивых мотивов к освоению сложных профессиональных знаний. Нынешние студенты, готовясь к обучению цифрового поколения, рожденного в условиях насыщенной информационно-коммуникационной среды, беспрецедентного воздействия со стороны медиа, должны еще на этапе вузовской подготовки освоить медиаобразовательные технологии и научиться внедрять их в преподаваемый предмет. Особенности внедрения медиаобразовательных технологий в процесс преподавания математики связываются с новым средством обучения ― визуальным медиатекстом, выполненным обучающимися на основе полученных знаний и умений в области медиа, освоения творческой деятельности по подготовке научно-популярного видеопродукта с использованием мультимедийных возможностей цифровых платформ. При этом цели учебной дисциплины (математики) остаются приоритетными, а медиаобразовательные задачи лишь способствуют ее достижению. Научно-популярные видеофильмы демонстрируют свою эффективность в рамках занятий по методике преподавания математики, а также при внедрении автоматизированных решений. Используемые в период прохождения педагогической практики, они, с одной стороны, помогают начинающим учителям увлекательно и доступно излагать сложный математический материал, а с другой – выступают свидетельством высокого уровня медиаобразовательной грамотности педагога.

Заключение. Практико-ориентированные сюжеты, получившие визуализированный формат, устанавливают широкую применимость математических знаний к современным технологиям и множеству аспектов повседневной жизни. Они служат неиссякаемым источником реализации и мотивации учебного, исследовательского и творческого потенциала студентов. Освоив такие технологии, будущие учителя математики смогут легко адаптироваться к условиям цифрового образования, в которых им придется осуществлять свою профессиональную деятельность. Авторские технологические решения предоставят ученым ориентир для проведения последующих исследований в области совершенствования технологичных форм визуального обучения, а педагогам – возможность изучить практические способы реализации медиаобразовательных технологий.

Ключевые слова: интегрированное медиаобразование, медиатексты, преподавание математики, интеллектуальные системы обучения, мотивация обучения

Ссылка для цитирования: Дворяткина С. Н., Дякина А. А., Сафронова Т. М. Научно-популярный фильм как ресурс интеграции медиаобразовательных технологий в систему обучения математике // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 192-203. doi: 10.32744/pse.2023.6.11

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Дворяткина Светлана Николаевна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, доктор педагогических наук, проректор по научной и инновационной деятельности. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: sobdvor@yelets.lipetsk.ru. ORCID ID: 0000-0001-7823-7751. Scopus Author ID: 57193775897

Дякина Анжелика Александровна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры литературоведения и журналистики. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: anjeloprof@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6319-6966. Scopus Author ID: 57193775897

Сафронова Татьяна Михайловна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: stm657@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8148-4101

Оставьте комментарий