Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Профессионально-развивающий потенциал цифровой интегративной образовательной среды педагога

Профессионально-развивающий потенциал цифровой интегративной образовательной среды педагога

Введение. В современных динамично изменяющихся условиях всех сфер экономики и общества стремительно возрастает влияние цифровой трансформации образовательной среды на профессиональное саморазвитие педагога, что определяет необходимость исследования системных изменений в данном процессе.

Цель исследования: определить значимость профессионально-развивающего потенциала цифровой интегративной образовательной среды в совокупности её структурных компонентов на процесс саморазвития педагога.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 43 педагога из общеобразовательных учреждений г. Краснодара и Краснодарского края (Российская Федерация). Методы исследования: анкетирование, сравнение, ранжирование, корреляционный анализ.

Результаты исследования. Саморазвитие педагога на 85,6% зависит от влияния профессионально-развивающего потенциала цифровой интегративной образовательной среды, включающей микросреды образовательных организаций, мезосреды профессиональных сообществ, макросреду как глобальную единую систему. Данные структурные компоненты в одинаковой мере важны для саморазвития педагога, что подтверждает системный характер цифровой образовательной среды, её свойства интегративности и эмерждентности. Саморазвитие педагога как профессионала в равной степени зависит от доступности и открытости данной среды, насыщенности профессионально-развивающими ресурсами, интерактивности как наличия обратной связи (средние баллы по этим критериям оценки равны соответственно 76,79; 77,22; 77,11 при максимальном значении 90 баллов). Перечисленные критерии оценки профессионально-развивающего потенциала цифровой интегративной образовательной среды достоверно взаимосвязаны друг с другом (tф>tst при α = 0,05).

Заключение. В результате исследования выявлен профессионально-развивающий потенциал цифровой интегративной образовательной среды в совокупности ее взаимосвязанных структурных компонентов (микросред, мезосред, макросреды), обосновано его влияние на процесс саморазвития педагога. Такой новый подход позволяет использовать полученные результаты в повышении эффективности профессионально-педагогического саморазвития, в чем заключается практическая значимость проведенного исследования.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие педагога, цифровая интегративная образовательная среда, профессионально-развивающий потенциал, доступность и открытость среды, насыщенность среды ресурсами, интерактивность образовательной среды

Ссылка для цитирования: Ушаков А. А. Профессионально-развивающий потенциал цифровой интегративной образовательной среды педагог // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 694-705. doi: 10.32744/pse.2023.3.42

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Ушаков Алексей Антонидович (Российская Федерация, г. Краснодар) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». mail: radbelmedkol@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7839-632X. Scopus Author ID: 57223205374. ReseacherID: HKV-5733-2023

Оставьте комментарий