Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Развитие коммуникативной компетенции будущих специалистов сферы культуры при разработке и применении веб-квестов дидактического назначения

Развитие коммуникативной компетенции будущих специалистов сферы культуры при разработке и применении веб-квестов дидактического назначения

Проблема и цель. Формирование востребованных профессиональных компетенций при подготовке работников культуры предполагает использование различных дидактических технологий, в том числе игровых сервисов и платформ. Цель исследования – выявить особенности применения веб-квеста как игровой технологии при обучении будущих специалистов сферы культуры для развития их коммуникативной компетенции.

Методы исследования. Методология основывается на анализе потенциала технологии веб-квеста для высшего образования, поддержки инициатив ЮНЕСКО и государственной политики. При разработке серии проблем в социокультурном пространстве веб-квеста учтены требования цифрового общества, возможности программных ресурсов в соответствии с особенностями профессии и потребностями самих студентов. Применяется платформа Joyteka.com, с помощью которой пользователь может создавать веб-квесты, викторины, тесты. Задействовано 58 студентов Вятского государственного университета (Российская Федерация). Веб-квесты включены в изучение дисциплин «Современные информационные технологии», «Русский язык и культура речи», «История культуры», «История Вятского края», в содержание индивидуальных заданий практик. Используется методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей. Базы практики: музеи города и области, дома культуры, выставочные центры. Статистическая обработка данных выполнена при помощи критерия χ2 (хи-квадрат) Пирсона.

Результаты. Разработка и применение веб-квестов в экспериментальной группе реализовано по следующим этапам: анализ запросов общества, возможностей программных ресурсов в соответствии с особенностями профессии и социально-культурной деятельности; применение цифрового сервиса; продумывание сюжетной составляющей и маршрутов движения участников; составление плана диалогов между персонажами и т.д. Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе (χ2 = 10.693; p < 0.05).

В заключении представлены выводы об особенностях применения веб-квеста для развития коммуникативной компетенции: необходимость поиска информации для сюжета и места реализации веб-квеста; определение персонажей и диалогов между ними; изучение интерактивных возможностей сервиса; составление текстов для карточек с заданиями; выбора музыкального сопровождения и т.п. Сформулированы трудности предлагаемых нововведений: творческий характер деятельности при разработке социокультурного сюжета и содержания игрового пространства; зависимость от программного обеспечения в учреждениях культуры; технические сбои оборудования; сложности формирования и функционирования команд.

Ключевые слова: социокультурное пространство, цифровизация общества, образовательный квест, коммуникация, информационное взаимодействие, игровая механика, программные ресурсы, Joyteka

Ссылка для цитирования: Бояринцева Н. А., Соболева Е. В., Шилова З. В., Журавлёва Л. А. Развитие коммуникативной компетенции будущих специалистов сферы культуры при разработке и применении веб-квестов дидактического назначения // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 619-636. doi: 10.32744/pse.2023.3.37

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бояринцева Наталья Александровна (Россия, Киров) - Доцент, кандидат педагогических наук, Декан факультета компьютерных и физико-математических наук. Вятский государственный университет. E-mail: na_bushmeleva@vyatsu.ru. ORCID ID: 0000-0002-9709-1804

Соболева Елена Витальевна (Россия, Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры цифровых технологий в образовании. Вятский государственный университет. E-mail: sobolevaelv@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3977-1246

Шилова Зоя Вениаминовна (Россия, Москва) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественных наук. Государственный университет «Дубна» | Доцент кафедры ФН-12. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: zoya@soi.su. ORCID ID: 0000-0003-1715-2513

Журавлева Лариса Анатольевна (Россия, г. Москва) - Доктор технических наук, профессор кафедры организации и технологий гидромелиоративных и строительных работ. Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева. Е-mail: dfz@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-1168-4001

Оставьте комментарий