Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Взаимосвязь эмпатии с профессиональными стилями в работе российских учителей

Взаимосвязь эмпатии с профессиональными стилями в работе российских учителей

Введение и проблему. Профессионально важным качеством личности учителя является эмпатия, при этом взаимосвязь эмпатии с различными профессиональными стилями учителей является недостаточно исследованной областью педагогического знания. Целью исследования явилось установление взаимосвязи эмпатии с профессиональными стилями в работе российских учителей.

Материалы и методы. В исследовании были задействованы следующие методики. Профессиональные стили педагогов оценивались с помощью опросника «Учительские стили» (N. Aelterman), представленные типологией: контроль, хаос, структура, автономия. Уровень эмпатии фиксировался с помощью методики, специально разработанной для диагностики эмпатии у учителей: опросник «Шкала эмпатии учителей» (Wang). В онлайн опросе приняло участие 116 учителей (из них 5,2 % мужчин и 94,8 % женщин, средний возраст опрошенных М=45,04 года; SD=11,22 года).

Результаты. Обнаружена значимая взаимосвязь между фактором пола и поддержкой контроля (требовательностью). Фактор возраста оказался взаимосвязан отрицательно с поддержкой хаоса (отказом) (r=-0,19, при ρ<0,05) и положительно с поддержкой автономии (участием) (r=0,26, при ρ<0,05). Степень религиозности оказалась значимо взаимосвязана с 2-мя педагогическими стилями: отрицательно с поддержанием контроля (доминированием r=-0,21, при ρ<0,05 и требовательностью r=-0,19, при ρ<0,05) и положительно с поддержанием автономии (участием r=0,18, при ρ<0,05). Взаимосвязей между учительскими стилями и уровнем субъективного дохода и другими социально-демографическими переменными (например, уровнем образования) не обнаружено. С эмпатией профессиональные стили связаны посредством отрицания хаоса (отказа) (ρ<0,05) и отрицания контроля (требовательности) (ρ<0,01). С самоэффективностью профессиональные стили учителей взаимосвязаны с разъяснением, элементами самостоятельности педагога и его навыками организации дистанционной образовательной деятельности.

Заключение. В ходе анализа полученных данных удалось обнаружить корреляционные взаимосвязи между профессиональными стилями и степенью эмпатии, а также уровнем самоэффективности учителей и другими важными социально-демографическими факторами.

Ключевые слова: учительские роли, учительские стили, средняя общеобразовательная школа, эмпатия, российские учителя

Ссылка для цитирования: Чагина А. В., Максименко А. А. Взаимосвязь эмпатии с профессиональными стилями в работе российских учителей // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 419-432. doi: 10.32744/pse.2022.6.24

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Чагина Алина Владимировна (Россия, г. Кострома) - Костромской государственный университет. ORCID: 0000-0001-6883-0172. E-mail: alinachagina90@gmail.com

Максименко Александр Александрович (Россия, г. Москва) - Национальный исследовательский университет. «Высшая школа экономики». ORCID: 0000-0003-0891-4950. E-mail: Maximenko.Al@gmail.com

Оставьте комментарий