Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Модель управления рисками в испытательной лаборатории университета

Модель управления рисками в испытательной лаборатории университета

Введение. Деятельность образовательных организаций всего мира в настоящее время тесно взаимосвязана с организацией и работой испытательных лабораторий в их составе. Актуальность темы статьи обусловлена отсутствием комплексной модели управления рисками в лабораториях университета, учитывающих особенности образовательного процесса для развития практико-ориентированной деятельности высшего учебного заведения. В рамках текущего исследования авторы стремились проверить обоснованность и применимость методологий управления рисками применительно к испытательной лаборатории университета, а затем разработать собственную исследовательскую модель управления рисками лаборатории высшего учебного заведения.

Цель статьи – разработка и внедрение модели управления рисками в лаборатории университета, основанной на интеграции национальных, международных требований в области организации испытаний и интересов участников образовательного процесса.

Методы. Методологическую основу исследования составила разработанная авторами модель управления рисками испытательной лаборатории университета, направленная на развитие практико-ориентированной деятельности образовательных организаций. Основными методами исследования являются анализ мировой научной литературы по проблеме управления рисками в лабораториях в целом и в высших учебных заведениях, в частности. Идентификация рисков проводилась посредством применения метода мозгового штурма экспертной группой, включающей сотрудников лаборатории и экспертов в области управления рисков на базе испытательной лаборатории Российского университета.

Результаты исследования. Реализация предложенной авторами модели управления рисками в лаборатории университета позволила выделить основные группы риска: низкая конкурентоспособность, получение недостоверных результатов испытаний, низкая удовлетворенность потребителя, невыполнение технических требований и требований по управлению лабораторией. Рассмотрена сущность концепции управления рисками в рамках этапов жизненного цикла пробы (образца). Риски, которые сопровождают проведение испытаний в лаборатории университета, рассмотрены по следующим основным категориям: оборудование, материалы и реактивы, персонал; методы (методики), помещение, образовательный процесс.

Заключение. Предложенная модель управления рисками в лаборатории университета была применена в испытательной лаборатории высшего учебного заведения России, позволила идентифицировать риски лаборатории по всем составляющим лабораторной деятельности, включая образовательный процесс. Внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность лаборатории университета послужило развитию практико-ориентированной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, лаборатория, риск, управление рисками, ISO/IEC 17025, ISO 31000

Ссылка для цитирования: Спиридонова А. А., Хомутова Е. Г., Копылова Е. В. Модель управления рисками в испытательной лаборатории университета // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 709-728. doi: 10.32744/pse.2022.5.42

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Спиридонова Александра Александровна (Россия, г. Москва) - Кандидат экономических наук, доцент кафедры метрологии и стандартизации. МИРЭА - Российский технологический университет. E-mail: al.spiridonova@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-7601-1281. Scopus Author ID: 57215027935

Хомутова Елена Григорьевна (Россия, г. Москва) - Доцент, кандидат химических наук, профессор кафедры метрологии и стандартизации. МИРЭА - Российский технологический университет. E-mail: khomutova@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-7467-8939

Копылова Елена Васильевна (Россия, г. Москва) - Кандидат химических наук, доцент кафедры метрологии и стандартизации. МИРЭА - Российский технологический университет. E-mail: kopylova_e@mirea.ru. ORCID ID: 0000-0003-0009-0715

Оставьте комментарий