Введение. Формирование профессионального самоопределения школьников и их профориентация выступают одной из составляющих цели обучения в 10-11 классах. Ее достижение возможно средствами предмета «Иностранный язык» в условиях профильного обучения. Однако реализация методики профориентационного обучения иностранному языку требует выбора методического подхода и отбор предметного содержания обучения, отражающего особенности будущей профессиональной деятельности выпускников вуза. Цель работы – разработать методику профориентационного обучения иностранному языку учащихся профильных классов на основе интегрированного подхода.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие учащиеся 11-го класса гуманитарного профиля профильных классов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (Российская Федерация). В дополнение к обучению иностранному языку по программным требованиям государственного стандарта с профориентационной целью в соответствии с направленностью гуманитарного профиля участники контрольной группы (N=24) изучали иностранный язык для специальных целей, а участники экспериментальной (N=24) – интегрированный курс. Для данного курса был осуществлен отбор предметно-тематического содержания, разработан комплекс профессиональных интегративных заданий. Объектами контроля выступили: профессиональный тезаурус, грамматика, виды речевой деятельности и профессионально ориентированное предметное содержание обучения. Обработка данных проводилась с помощью метода t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Выявлено, что интегрированный подход доказал свою эффективность в формировании профессионального самоопределения и профориентации школьников, а также в овладении ими профессиональным тезаурусом (t = 3,39; р ≤ 0,05), английской грамматикой (t = 3,08; р ≤ 0,05), развитии умений чтения (t = 2,37; р ≤ 0,05), аудирования (t = 2,44; р ≤ 0,05), говорения (t = 2,14; р ≤ 0,05), письменной речи (t = 2,14; р ≤ 0,05) и выполнении интегративных заданий профессиональной направленности (t = 11,75; р ≤ 0,05).
Заключение. Новизна проведенного исследования заключается в разработке методики профориентационного обучения иностранному языку учащихся профильных классов на основе интегрированного подхода, включающей отбор предметного содержания обучения и разработку комплекса профессиональных интегративных заданий. Полученные результаты могут быть использованы при разработке методик профориентационного обучения иностранному языку учащихся старших классов других профилей обучения.
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, язык для специальных целей, профориентационное обучение, профессиональное самоопределение
Ссылка для цитирования: Сысоев П. В., Белоусов А. С. Разработка методики профориентационного обучения иностранному языку обучающихся гуманитарного профильного класса на основе интегрированного подхода // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 247-263. doi: 10.32744/pse.2022.5.15
Информация об авторах:
Сысоев Павел Викторович (Россия, Тамбов) - Доктор педагогических наук, профессор. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. E-mail: psysoyev@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-7478-7828. Scopus Author ID: 8419258800. ResearcherID: I-6136-2016 Белоусов Артур Сергеевич (Россия, Тамбов) - Научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. E-mail: arthurbelousov96@yandex.ru. ORCID: 0000-0002-6371-7688