Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Разработка методики профориентационного обучения иностранному языку обучающихся гуманитарного профильного класса на основе интегрированного подхода

Разработка методики профориентационного обучения иностранному языку обучающихся гуманитарного профильного класса на основе интегрированного подхода

Введение. Формирование профессионального самоопределения школьников и их профориентация выступают одной из составляющих цели обучения в 10-11 классах. Ее достижение возможно средствами предмета «Иностранный язык» в условиях профильного обучения. Однако реализация методики профориентационного обучения иностранному языку требует выбора методического подхода и отбор предметного содержания обучения, отражающего особенности будущей профессиональной деятельности выпускников вуза. Цель работы – разработать методику профориентационного обучения иностранному языку учащихся профильных классов на основе интегрированного подхода.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие учащиеся 11-го класса гуманитарного профиля профильных классов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (Российская Федерация). В дополнение к обучению иностранному языку по программным требованиям государственного стандарта с профориентационной целью в соответствии с направленностью гуманитарного профиля участники контрольной группы (N=24) изучали иностранный язык для специальных целей, а участники экспериментальной (N=24) – интегрированный курс. Для данного курса был осуществлен отбор предметно-тематического содержания, разработан комплекс профессиональных интегративных заданий. Объектами контроля выступили: профессиональный тезаурус, грамматика, виды речевой деятельности и профессионально ориентированное предметное содержание обучения. Обработка данных проводилась с помощью метода t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования. Выявлено, что интегрированный подход доказал свою эффективность в формировании профессионального самоопределения и профориентации школьников, а также в овладении ими профессиональным тезаурусом (t = 3,39; р ≤ 0,05), английской грамматикой (t = 3,08; р ≤ 0,05), развитии умений чтения (t = 2,37; р ≤ 0,05), аудирования (t = 2,44; р ≤ 0,05), говорения (t = 2,14; р ≤ 0,05), письменной речи (t = 2,14; р ≤ 0,05) и выполнении интегративных заданий профессиональной направленности (t = 11,75; р ≤ 0,05).

Заключение. Новизна проведенного исследования заключается в разработке методики профориентационного обучения иностранному языку учащихся профильных классов на основе интегрированного подхода, включающей отбор предметного содержания обучения и разработку комплекса профессиональных интегративных заданий. Полученные результаты могут быть использованы при разработке методик профориентационного обучения иностранному языку учащихся старших классов других профилей обучения.

Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, язык для специальных целей, профориентационное обучение, профессиональное самоопределение

Ссылка для цитирования: Сысоев П. В., Белоусов А. С. Разработка методики профориентационного обучения иностранному языку обучающихся гуманитарного профильного класса на основе интегрированного подхода // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 247-263. doi: 10.32744/pse.2022.5.15

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Сысоев Павел Викторович (Россия, Тамбов) - Доктор педагогических наук, профессор. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. E-mail: psysoyev@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-7478-7828. Scopus Author ID: 8419258800. ResearcherID: I-6136-2016

Белоусов Артур Сергеевич (Россия, Тамбов) - Научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. E-mail: arthurbelousov96@yandex.ru.  ORCID: 0000-0002-6371-7688

Оставьте комментарий