Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Влияние профессионального художественного образования на выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний

Влияние профессионального художественного образования на выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний

Введение. Поскольку в окружающем нас мире мы в большинстве случаев имеем дело не с отдельными цветами, а с цветовыми сочетаниями, изучению правил построения цветовой гармонии и принципов цветовых комбинаций отводится важное место в программах профессионального художественного образования во всем мире. Цель статьи заключается в том, чтобы проверить, меняет ли профессиональное художественное образование выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний, и установить параметры выявленных различий.

Материалы и методы. Исследование проводилось методом эксперимента, в котором приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 60 лет (средний возраст: 25.0 лет; SD = 7.2; 23 мужчины, 77 женщин). Все они родились и выросли в России. Половина участников имела художественное образование, вторая половина – нет. В качестве основы для разработки экспериментальных стимулов использовались цветовые таблицы «Справочника по цвету» Михаила Матюшина. Участников просили выбрать цвет для неокрашенной средней полосы таблицы, а затем сравнить получившееся у них цветовое сочетание с оригиналом – соответствующей таблицей из «Справочника по цвету».

Результаты. Анализ 467 цветовых выборов и 929 валидных сравнений, предложенных участниками, показал, что непрофессионалы чаще всего согласовывали выбираемые оттенки с заданным цветовым контекстом по тону. Оттенки, предложенные участниками без художественного образования, были во всех таблицах светлее, чем оттенки, выбранные профессионалами. Участники с художественным образованием думали над выбором цвета дольше, чем непрофессионалы, но в результате чаще оставались довольны сделанным выбором.

Обсуждение результатов. Выявленные различия объясняются принципиально разными стратегиями выбора оттенков участниками с художественным образованием и непрофессионалами. Непрофессионалы, как правило, выбирали оттенок по принципу сходства с заданным цветовым контекстом. Профессионалы использовали принцип контраста, комплементарные цвета и противопоставление теплых оттенков холодным.

Заключение. Выявленные различия могут быть использованы в совершенствовании программ профессиональной подготовки дизайнеров, архитекторов, специалистов по компьютерной графике. Исследование должно быть продолжено в отношение кросс-культурных различий.

Ключевые слова: художественное образование, цветодидактика, цветовая гармония, цветовые сочетания, экспериментальное исследование

Ссылка для цитирования: Грибер Ю. А., Самойлова Т. А. Влияние профессионального художественного образования на выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 89-105. doi: 10.32744/pse.2022.5.6

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Грибер Юлия Александровна (Россия, Смоленск) - Доцент, доктор культурологии, профессор кафедры социологии и философии, директор «Лаборатории цвета». Смоленский государственный университет. E-mail: y.griber@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-2603-5928. Scopus Author ID: 56809444600. ResearcherID: AAG-4410-2019

Самойлова Татьяна Аркадьевна (Россия, Смоленск) - Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики. Смоленский государственный университет. E-mail: tatsamoilova24@gmail.com. ORCID ID: 0000-0003-3273-3412. Scopus Author ID: 57201373908

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: