Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Исследование профессиональной идентичности будущих и практикующих учителей музыки

Исследование профессиональной идентичности будущих и практикующих учителей музыки

Введение. Педагогическая профессия в аспекте идентичности содержит в себе определенное противоречие: учителя учат быть математиками, поэтами, художниками или музыкантами, но являются ли они сами математиками, поэтами, художниками или музыкантами? Накладывает ли это понимание некий отпечаток на личность педагога и его профессиональную деятельность? Поиск ответов на эти вопросы определяет актуальность предпринятого исследования. Цель данной статьи – исследование профессиональной идентичности будущих и практикующих учителей музыки.

Материалы и методы. Исследование профессиональной идентичности групп студентов, учителей и преподавателей музыки проводилось методом анкетирования. Также с некоторыми респондентами проводилось интервьюирование с целью прояснить причины, объясняющие принятие того или иного сценария профессиональной идентичности. Анкетирование проводилось три раза с шагом в 5 лет: в 2010, 2015 и 2020 годах. Всего в анкетировании приняли участие студенты, учителя музыки и преподаватели музыки, проживающие на территории Центрального федерального округа, общим числом 506 человек, из них: 234 (46%) мужчин, 272 (54%) женщин; 187 (37%) студентов, 163 (32%) учителей музыки, 156 (31%) преподавателей музыки.

Результаты исследования. В целом у учителей музыки преобладает сбалансированная профессиональная идентичность с незначительной долей конфликтных позиций (гармоничная идентичность педагога и музыканта наблюдается у 44% респондентов, только идентичность педагога у 27%, только идентичность музыканта у 29%). Психологический конфликт профессиональной идентичности характерен для студенческого сообщества (43% идентифицируют себя только с музыкантом). Нормативный конфликт профессиональной идентичности наблюдается у преподавателей музыки (44% идентифицируют себя только с учителем). Вместе с тем, у преподавателей музыки максимально сбалансирована профессиональная идентичность на личностном уровне (56% идентифицируют себя и с педагогом, и с музыкантом). Учителя музыки не демонстрируют конфликт идентичностей, определяя себя в большей степени как педагога, а не как музыканта, однако на их профессиональное развитие влияют такие факторы, как раннее профессиональное выгорание, избыточность инструктивного поведения. Женщины в музыкально-педагогической сфере более устойчивы в плане профессиональной идентичности (конфликт профессиональной идентичности наблюдается у 39% мужчин и 21% женщин), однако менее активны в социальном плане (совмещают преподавательскую и музыкальную деятельность 71% мужчин и 42% женщин). Динамика профессиональной идентичности учителя музыки в десятилетнем срезе неоднородна: в целом намечается тенденция к гармонизации профессиональной идентичности, вместе с тем, проявления музыкального творчества в профессиональном сообществе учителей музыки достаточно нестабильны.

Научная новизна. Полученные результаты позволили обосновать эффективность интегративного подхода, согласно которому идентичности музыканта и педагога не должны находиться в конфликте, а, напротив, взаимодополнять и поддерживать друг друга.

Практическая значимость. Проведенное исследование позволяет определить ориентиры корректировки модели профессиональной подготовки будущих учителей музыки, а также методического сопровождения учителей и преподавателей музыки.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, музыкант, учитель музыки, музыкальное образование, музыкальная педагогика

Ссылка для цитирования: Горбик Я. А., Дубровский В. В., Ефремова И. В., Пиджоян Л. А., Климов В. И. Исследование профессиональной идентичности будущих и практикующих учителей музыки // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 106-125. doi: 10.32744/pse.2022.5.7

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Горбик Ярослав Александрович (Российская Федерация, г. Елец) - Доцент кафедры музыкального образования. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: gorbik@inbox.ru. ORCID ID: 0000-0002-2786-7099. ReseacherID: AAG-9081-2020 

Дубровский Владимир Викторович (Российская Федерация, г. Елец) - Доцент кафедры музыкального образования. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: dubrvl@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0001-7670-3691. ReseacherID: AAG-8014-2020

Ефремова Ирина Викторовна (Российская Федерация, г. Елец) - Доцент кафедры музыкального образования. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: efremova751975@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8929-1059. ReseacherID: AAG-7861-2020

Пиджоян Лариса Анатольевна (Российская Федерация, г. Елец) - Доцент кафедры музыкального образования. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: pidjoyan08@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4083-6641. ReseacherID: AAG-7668-2020 

Климов Владимир Игоревич (Российская Федерация, г. Елец) - Доцент кафедры музыкального образования. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: autentichnyi25@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-1123-6687. Scopus Author ID: 57205326927. ReseacherID: C-7875-2018

Оставьте комментарий