Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Мотивационные приоритеты выпускников бакалавриата

Мотивационные приоритеты выпускников бакалавриата

Введение. Политические и экономические изменения, технологический прогресс последних десятилетий существенно изменили мировоззрение, ценностные ориентации, мотивационные приоритеты молодежи. Поскольку мотивация оказывает определяющее влияние на протекание любой деятельности, в том числе учения, следует хорошо понимать мотивационные приоритеты студенческой молодежи для повышения эффективности высшего образования.

Цель исследования: выявление мотивационных приоритетов выпускников бакалавриата.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 102 студента выпускного курса Финансового университета при Правительстве РФ (Российская Федерация). Использовался метод опроса. В исследовании применялся событийный подход и методика рефлексивного типа: респонденты самостоятельно определяли те события будущего, которых они стремятся достичь, и те, которых они хотят избежать. Также, респонденты ранжировали данные события по значимости. Опрос проводился в анонимной форме.

Результаты исследования. В ходе исследования были выделены интегральные конструкты – мотивационные приоритеты студентов, представлена их содержательная наполняемость. Шесть основных мотивационных приоритетов в порядке убывания их популярности и значимости: частная жизнь и личные отношения; работа и карьера в организациях; благосостояние; самореализация; обучение и развитие; свобода перемещение по миру и стране.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило эмпирически установить или подтвердить факты, которые либо не отмечаются исследователями, либо находятся на периферии их внимания, либо являются спорными. Подтверждена высокая значимость для выпускников вуза трудовой деятельности и карьеры, подтверждено отношение к финансовому благосостоянию, как к служебному фактору, а не самоцели. Установлено наличие мотивации свободного перемещения по стране и миру и отсутствие мотивации здорового образа жизни. Преподавателям необходимо связывать в сознании студентов результаты обучения с удовлетворением их личных потребностей и запросов, выявленных в результате исследования. Акцентировать внимание студентов на том, как образование расширяет возможности выбора интересной и высокооплачиваемой работы, повышает шанс на успешную карьеру, влияет на социальный статус, расширяет возможности самореализации.

Ключевые слова: мотивационные приоритеты выпускников вуза, дальняя мотивация, рефлексивные методы исследования, мотивация достижения, мотивация избегания

Ссылка для цитирования: Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н., Полевая М. В. Мотивационные приоритеты выпускников бакалавриата // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 90-107. doi: 10.32744/pse.2022.3.6

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Крушельницкая Ольга Игоревна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. E-mail: okrush@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-2773-9839

Третьякова Антонина Николаевна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. E-mail: antoninat@list.ru. ORCID ID: 0000-0002-6041-5705

Полевая Марина Владимировна (Россия, Москва) - Доцент, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, руководитель Департамента психологии и развития человеческого капитала. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. E-mail: m-v-p@list.ru. ORCID ID: 0000-0002-6161-3703. Scopus Author ID: 15766271200

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: