Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Характеристики личности и активности студентов как предикторы степени реального и предпочтительного участия в образовательно-развивающей деятельности

Характеристики личности и активности студентов как предикторы степени реального и предпочтительного участия в образовательно-развивающей деятельности

Введение. Изучение предикторов реального и предпочтительного уровня участия студентов в образовательно-развивающей деятельности позволит усовершенствовать практику психолого-педагогического сопровождения процесса их обучения в вузе. Цель исследования – анализ характеристик личности и активности студентов как предикторов степени реализации и предпочтения образовательно-развивающей деятельности.

Материалы и методы. Выборку составили 412 студентов дневного отделения в возрасте 17-23 года (средний М=19,5; SD=1,63) обоего пола (мужчин – 37,6%, женщин – 62,4%). Использованы анкета для оценки степени реализации форм активности и степени предпочтительности одноименных форм социальной активности, опросник Ш. Шварца для измерения ценностных предпочтений, опросник В.М. Русалова для определения функционально-динамических свойств. Исследование проводилось на базе вузов г. Саратова. Математические методы: описательные статистики, корреляционный и регрессионный анализ.

Результаты исследования. Более ¾ всех форм социальной активности студентов и степени предпочтения не согласованы. Наиболее сильны расхождения между степенью реализации и предпочтения по образовательно-развивающей деятельности студентов. Характеристики социальной активности объясняют 39% вариаций реализуемой образовательно-развивающей деятельности, ценности – 12% и функционально-динамические свойства – 6%. Вариации предпочитаемого уровня образовательной деятельности объясняются на 29% активностью, 18% ценностями и 17% функционально-динамическими свойствами.

Обсуждение и заключение. Профессиональная, духовная и интернет-поисковая активность являются стабильными предикторами образовательно-развивающей деятельности. Ценностными предикторами образовательно-развивающей активности студентов являются ценности универсализма – заботы о других и о природе, достижений и репутации. Эргичность и эмоциональность интеллектуальная и эргичность психомоторная являются предикторами образовательно-развивающей деятельности. В результате исследований сделаны предложения по использованию полученных данных в образовательной практике вузов.

Ключевые слова: образовательная активность, студенты, личность, ценности, функционально-динамические свойства

Ссылка для цитирования: Шамионов Р. М., Бочарова Е. Е., Невский Е. В. Характеристики личности и активности студентов как предикторы степени реального и предпочтительного участия в образовательно-развивающей деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 477-490. doi: 10.32744/pse.2022.1.30

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Шамионов Раиль Мунирович (Россия, Саратов) - Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: shamionov@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8358-597X

Бочарова Елена Евгеньевна (Россия, Саратов) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: bocharova-e@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-7814-1581

Невский Егор Владимирович (Россия, Саратов) - Лаборант-исследователь кафедры социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: nevskye00@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-6785-827X

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: