Введение. Актуальность проблемы обусловлена важностью разрешения противоречия между необходимостью формирования готовности к межкультурной коммуникации и недостатком исследований практической направленности. Цель статьи – провести теоретическое обоснование и осуществить практическое применение тренингов межкультурной коммуникации у студентов факультета иностранных языков.
Материалы и методы. В эксперименте приняло участие 108 студентов очной формы обучения факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Российская Федерация). Методики: методика для изучения сформированности психологической готовности к межкультурной коммуникации (В.И. Долгова, Е.А. Василенко, А.С. Бароненко); тест «Самооценка психических состояний» (Г.Ю. Айзенк). Статистические методы обработки данных: методы описательной статистики; t-критерий Стьюдента, t-критерий Вилкоксона, пакет программы SPSS Statistics 22.0.
Результаты. Констатирующий эксперимент выявил недостаточный уровень сформированности эмоционального и поведенческого компонентов. После формирующего этапа (реализации цикла межкультурных тренингов «Коммуникативная привлекательность»: «Психопроектирование коммуникации», «Аттрактивная коммуникация» и «Саморефлексия коммуникации») показатели этих компонентов повысились втрое. Совокупные же результаты по тесту «Самооценка психических состояний» (Г.Ю. Айзенк) показали снижение влияния негативных психических состояний. C помощью критерия Вилкоксона выявлены статистически достоверные сдвиги по социокультурному компоненту (z = -2,059; p = 0,039), концептуальному компоненту (z = -2,593; p = 0,010), эмоциональному компоненту (z = -3,431; p = 0,001) и поведенческому компоненту (z = -4,119; p = 0,000)
Заключение. По результатам исследования разработана технологическая карта внедрения цикла межкультурных тренингов в практику вузов и рекомендации студентам, преподавателям, родителям по формированию психологической готовности к межкультурному взаимодействию.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурное взаимодействие, межкультурный тренинг, психологическая готовность, психические состояния
Ссылка для цитирования: Долгова В. И., Скоробренко И. А. Межкультурный тренинг как средство решения психолого-педагогической проблемы готовности личности к межкультурной коммуникации // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 523-539. doi: 10.32744/pse.2022.1.33

Информация об авторах:
Долгова Валентина Ивановна (Россия, Челябинск) - Доктор психологических наук, профессор. Декан факультета психологии. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: 23a12@list.ru. ORCID ID: 0000-0001-9059-5682 Скоробренко Иван Александрович (Россия, Челябинск) - Магистрант факультета психологии. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет