Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Развитие национальной культурной идентичности студентов гуманитарных специальностей в процессе обучения продуцированию нарративных текстов

Развитие национальной культурной идентичности студентов гуманитарных специальностей в процессе обучения продуцированию нарративных текстов

Введение. Становление и укрепление национальной культурной идентичности студентов в процессе обучения продуцированию нарративных текстов является важным условием сохранения преемственности поколений, воспитания личной ответственности за решение глобальных проблем современности.

Цель статьи – представить процесс обучения нарративу студентов гуманитарных специальностей как одну из возможностей развития национальной культурной идентичности.

Материалы и методы. При интерпретации результатов эксперимента, характеризующих особенности обучения нарративу, использовался метод наблюдения за процессом создания студентами нарративных текстов. В оценке эффективности обучения нарративу применялся метод качественного (критерий φ-Фишера) и количественного анализа письменных работ. На различных этапах исследования приняло участие 167 студентов факультета филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета (Россия, Киров).

Результаты. Обосновано, что рассказ личных историй представляет собой социальную практику, развивающую культурную идентичность. Изучены психолого-педагогические условия, служащие отправной точкой для создания собственных нарративных текстов, отражающих личный опыт студента. Раскрыты механизмы, способствующие укреплению национального кода, а именно: установление в процессе создания нарратива тесных двусторонних отношений между личным опытом автора и его осмыслением (описание личного опыта ведёт к потребности его осмыслить, а порождение новых смыслов, в свою очередь, обогащает личный опыт).

В результате было выявлено, что после проведения специального обучения увеличилось число студентов, которые не испытывают трудностей в понимании текста на основе развития умений применять способы работы с нарративным текстом (p ≤ 0,01). Обучение нарративу создаёт условия для более глубокого, полного и детализированного понимания своей культурной идентичности.

Заключение. Выработанная схема экспериментального обучения, описывающая особенности его содержания и структуру, может быть использована в обучении студентов вузов. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при организации психолого-педагогического сопровождения, в рамках индивидуальной и групповой работы, осуществляемой в границах различных учебных дисциплин в вузе.

Ключевые слова: нарратив, обучение нарративу, нарративный текст, вербальные стимулы, национальная идентичность, национальная культурная идентичность, преемственность поколений, традиции

Ссылка для цитирования: Мосунова Л. А., Борзова Т. В. Развитие национальной культурной идентичности студентов гуманитарных специальностей в процессе обучения продуцированию нарративных текстов // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 141-154. doi: 10.32744/pse.2021.6.10

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Мосунова Людмила Александровна (Россия, Киров) - Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций. Вятский государственный университет. E-mail: lmosunova@hotmail.com. ORCID ID: 0000-0002-2130-6872. ResearcherID: I-1314-2018. Scopus Author ID: 15731338100

Борзова Татьяна Владимировна (Россия, Хабаровск) - Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии. Тихоокеанский государственный университет. E-mail: borzova_tatiana@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-3237-159X

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: