Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза

Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза

Введение. Актуальность исследований психологических реакций человека, вызванных непрогнозированным ухудшением эпидемиологической ситуации во всем мире, вызванной пандемией COVID-19, продолжает расти.

Цель исследования – проанализировать динамику влияния самоизоляции и ситуации, вызванной распространением коронавируса COVID-19, на психоэмоциональное состояние и отношения студентов и сотрудников педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета к проявлениям сложившейся ситуации.

Материалы и методы. Исследование проводилось дистанционно, посредством онлайн-сервиса «Google Forms» в апреле и октябре 2020 г. В анкетировании приняло участие 1620 студентов и преподавателей педагогического института НИУ «БелГУ». Анкета состояла из 3-х блоков, включающих анкету «Мое эмоциональное состояние» (Ю.Н. Гут, Н.Н. Доронина); опросник «Актуальное психическое состояние» (Л.В. Куликов); Шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Обработка результатов исследования осуществлялась с применением статистического пакета SPSS 25.0.

Результаты исследования. Выявлено, что наибольшее количество испытуемых, как во время первого, так и во время второго диагностического среза максимально соблюдает меры профилактики коронавируса и не посещает места скопления большого количества людей: 79,1% и 70% соответственно. При изучении актуального эмоционального состояния испытуемых в первую и вторую волну выявлены достоверно значимые различия по показателям: «Физическое самочувствие» (tэмп=-2,7; р≤0,01), «Спокойствие-тревожность» (tэмп=-4,2; р≤0,01), «Эмоциональное возбуждение» (tэмп=-3,1; р≤0,01,).

Обсуждение и заключение. Результаты сравнительного анализа ответов опрошенных первой и второй волны распространения коронавируса позволили сделать вывод о том, что респонденты переоценили ситуацию с пандемией и стали относиться к этому явлению более настороженно и серьезно. Кроме того, длительное нахождение в изоляции и ограниченности общения и передвижения приводит к накоплению психологической усталости, повышению уровня эмоциональной напряженности, что говорит о необходимости информационно-психологической поддержки студентов и преподавателей вузов в период пандемии и по его окончанию.

Ключевые слова: пандемия, самоизоляция, ситуативная тревожность, ухудшение эмоционального состояния, актуальное психическое состояние

Ссылка для цитирования: Гут Ю. Н., Ткаченко Н. С., Доронина Н. Н., Ланских М. В., Худаева М. Ю., Овсяникова Е. А. Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 340-352. doi: 10.32744/pse.2021.2.23

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Гут Юлия Николаевна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии. Белгородский государственный национальный исследовательский университет | Ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологический институт РАО. E-mail: gut.julya@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-8505-3846. Scopus ID: 57190229991. Reseacher ID: ААС-5276-2019

Ткаченко Надежда Степановна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: tkachenko_n@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0002-1710-889X. Reseacher ID: ABI-3001-2020

Доронина Наталья Николаевна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: doronina@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0001-9052-1034. Scopus ID: 57190884938

Ланских Марина Васильевна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: lanskih@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0002-1052-0317

Худаева Майя Юрьевна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: khudaeva@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0002-9245-7547. Reseacher ID: ABH-5706-2020

Овсяникова Елена Алексеевна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: ovsyannikova@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0002-7467-883X

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: