Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры

Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры

Введение. Последипломное образование ординаторов является основой профессиональной деятельности врачей. Лечебная деятельность предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) является реакцией организма на длительное негативное воздействие профессиональных стрессов. Главной причиной СЭВ считается психологическое переутомление. Цель статьи – исследование когнитивных ресурсных возможностей личности, и, соответственно, поиск путей профилактики развития СЭВ у ординаторов на последипломном этапе обучения.

Материалы и методы. На выборке из 130 человек (100 ординаторов хирургических и терапевтических специальностей и 30 практикующих врачей), проведен корреляционный анализ СЭВ (методика В.В. Бойко), конфликтной (методика «Диагностика ведущего типа реагирования» М.М. Кашапова и Т.Г. Киселевой) и коммуникативной (методика «Профессиональная коммуникативная компетентность врача» Н.В. Яковлевой и Л.П. Урванцева) компетентностей, а также креативности (тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой) и творческих характеристик личности (опросник способностей творческой личности О.А. Шляпниковой и М.М. Кашапова).

Результаты исследования. Получены подтверждения гипотезам о том, что: 1) различия в выборе стратегии разрешения конфликтной ситуации способствуют развитию симптомов СЭВ (отрицательные корреляции эмоциональности и «Ухода» от конфликта у терапевтов (Rs=-0,56; p<0,05), эмоциональности и «Агрессии» у хирургов (Rs=-0,50; p<0,05)); 2) ординаторы испытывают дефицит профессиональной коммуникативной компетентности, что приводит к развитию СЭВ; 3) существуют взаимосвязи между параметрами креативности и выраженностью СЭВ; 4) выбранная врачебная специальность связана со степенью выраженности творческих способностей личности. Например, у терапевтов – положительные корреляции между творческим отношением к профессии и коммуникативной компетентностью (Rs=0,41; p<0,05) и отрицательные – с симптомом эмоционально-нравственной дезориентации (r=-0,39; p<0,05) фазы «резистенция», а у хирургов – положительные корреляции между чувством юмора и степенью включенности коммуникативной составляющей в профессиональную деятельность врача (r=0,41; p<0,05), а также фазой «напряжения» (r=0,46; p<0,05).

Обсуждение и заключения. Осуществлен сравнительный анализ конфликтной и коммуникативной компетентностей, а также творческих характеристик личности, играющих определенную роль в развитии СЭВ. Установлено, что креативность и творческие способности проявляются в качестве когнитивных ресурсных возможностей, целенаправленное развитие которых может служить средством профилактики СЭВ у ординаторов.

Ключевые слова: стрессогенные профессиональные факторы, психологическое переутомление, синдром эмоционального выгорания, творческий потенциал, ресурсность мышления, личность, субъект

Ссылка для цитирования: Савельева Л. А., Кашапов М. М., Савельева М. И. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 353-364. doi: 10.32744/pse.2021.2.24

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Савельева Людмила Александровна (Россия, Ярославль) - Аспирант кафедры педагогики и педагогической психологии. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. E-mail: lsavelyeva@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0001-6186-7941

Кашапов Мергаляс Мергалимович (Россия, Ярославль) - Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. E-mail: smk007@bk.ru. ORCID ID: 0000-0003-1968-090X

Савельева Марина Ивановна (Россия, Москва) - Доцент, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии и терапии им. Б.Е. Вотчала. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования. E-mail: marinasavelyeva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2373-2250

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: