Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Развитие критического мышления будущих педагогов при конструировании квестов в формате коллекции головоломок

Развитие критического мышления будущих педагогов при конструировании квестов в формате коллекции головоломок

Введение. Актуальной проблемой высшего образования является поиск эффективных форм обучения, обладающих дидактическим потенциалом в плане развития системного, критического, креативного и других типов мышления, востребованных цифровым обществом. Авторы предлагают для формирования критического мышления как универсального навыка, соответствующего вызовам трансформации и глобализации, использовать активное привлечение студентов к проектированию квестов в формате коллекции головоломок. Цель исследования – изучить влияние участия будущих педагогов в деятельности по конструированию квеста как коллекции головоломок на уровень сформированности их критического мышления.

Методы исследования. На этапе получения теоретических обобщений применялся анализ научных работ по проблеме геймификации обучения, использования цифровых ресурсов для интеллектуального развития личности. Вопросы авторского теста для диагностики критического мышления составлялись с учётом классификации Блума. Квест, как серия заданий, объединённых единым дидактическим сюжетом, реализован в среде конструктора «Квестодел». К проектированию коллекции головоломок образовательного назначения привлечены 60 студентов Вятского государственного университета (Российская Федерация). Программа подготовки – Педагогическое образование, уровень бакалавриата. Статистическая обработка данных выполнена при помощи критерия χ2 (хи-квадрат) Пирсона.

Результаты. Коллекции головоломок проектируются и применяются при изучении дисциплин «Современные информационные технологии», «Технологии социального и профессионального взаимодействия» по следующему плану: анализ образовательных запросов и возможностей педагогов; изучение цифрового ресурса и его функционала; работа в среде для проектирования квеста; презентация и защита проекта; применение целостной серии заданий на практике. Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе (χ2 = 6.533; p < 0.05).

В заключении сформулированы условия, при выполнении которых, привлечение студентов к проектированию квестов как коллекции головоломок, будет способствовать созданию дополнительных ресурсов для развития критического мышления: высокая творческая активность, участие в дискуссиях, выбор источников и поиск информации, анализ мнений (решений), индивидуальная и групповая работа над продумыванием серии заданий.

Ключевые слова: педагогическая технология, цифровизация общества, образовательный квест, серия заданий, игровая механика, информационное взаимодействие, конструктор «Квестодел»

Ссылка для цитирования: Мамаева Е. А., Марков Р. В., Шилова З. В., Забелина С. Б. Развитие критического мышления будущих педагогов при конструировании квестов в формате коллекции головоломок // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 89-106. doi: 10.32744/pse.2023.6.5

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Мамаева Екатерина Александровна (Россия, Киров) - Старший преподаватель кафедры цифровых технологий в образовании. Вятский государственный университет. E-mail: mamaevakathy@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-7721-8820

Марков Роман Владимирович (Россия, Киров) - Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры фундаментальной математики. Вятский государственный университет. E-mail: usr11935@vyatsu.ru. ORCID ID: 0000-0002-6560-0483

Шилова Зоя Вениаминовна (Россия, Москва) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики. Московский политехнический университет | Доцент кафедры ФН-12. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: zoya@soi.su. ORCID ID: 0000-0003-1715-2513

Забелина Светлана Борисовна (Россия, Москва) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей алгебры, математического анализа и геометрии. Государственный университет просвещения | Доцент кафедры ФН-12. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: zabelina_sb@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-3291-0899

Оставьте комментарий