Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Доминантные метакогнитивные компетенции современных школьников и проблемы их формирования: теоретико-эмпирическое обоснование

Доминантные метакогнитивные компетенции современных школьников и проблемы их формирования: теоретико-эмпирическое обоснование

Введение. В соответствии с современными требованиями государства в число нормативно заданных результатов общего образования входят личностные, межпредметные и предметные результаты. Возможность полноценного формирования, развития, воспитания личностных качеств, знаний и умений, заданных как ожидаемые результаты образования, в значительной степени детерминируется способностями, познавательной активностью самих обучающихся. В свою очередь, субъектная позиция школьников в образовательном процессе, их познавательная активность, способности к самоорганизации и саморазвитию требуют совершенствования и проявления сформированных метакогнитивных компетенций.

Цель исследования: теоретическое определение и эмпирическое обоснование совокупности доминантных метакогнитивных компетенций, а также ключевых педагогических задач в области их формирования у современных школьников.

Материалы и методы. Основным методом исследования является метод экспертной оценки. Для ее проведения была сформирована группа экспертов из 50 педагогов общеобразовательных организаций и высших учебных заведений Краснодарского края и других регионов Российской Федерации.

Результаты исследования. К категории метакогнитивных компетенций относится комплекс метакогнитивных знаний (знаний о себе, о задачах, действиях или стратегиях взаимодействия, о влиянии знаний на конечный результат познания), метакогнитивных стратегий (освоенных интеллектуальных действий, связанных с постановкой целей, планированием своей познавательной деятельности, мониторингом и оценкой ее эффективности, обнаружением интеллектуальных затруднений), характеристик метакогнитивного мышления (преднамеренность, планируемость, целеобусловленность, перспективность познавательная ориентированность). Проведенная экспертная оценка позволила включить в состав доминантных метакогнитивных компетенций следующие характеристики: творческое мышление, критическое мышление, рефлексивное мышление. Оценка экспертами подготовленности педагогов к организации и осуществлению процесса формирования доминантных метакогнитивных компетенций у школьников показала, что более 60% ответов свидетельствовали о полной или частичной теоретической, мотивационной и практической неготовности.

Заключение. Полученные результаты являются основой для проектирования системы подготовки будущих педагогов к формированию доминантных метакогнитивных компетенций, что определяет практическую значимость и иллюстрирует дальнейшие перспективы исследования.

Ключевые слова: метакогнитивные компетенции, доминантные метакогнитивные компетенции, современные школьники, результаты образования, экспертная оценка, готовность педагогов

Ссылка для цитирования: Хазова С. А., Гребенникова В. М., Ушаков А. А., Курилина Ю. В. Доминантные метакогнитивные компетенции современных школьников и проблемы их формирования: теоретико-эмпирическое обоснование // Перспективы науки и образования. 2023. № 4 (64). С. 259-278. doi: 10.32744/pse.2023.4.16

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Хазова Снежана Александровна (Российская Федерация, г. Краснодар) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики. Кубанский государственный университет. E-mail: snkhazova@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-5652-6269

Гребенникова Вероника Михайловна (Российская Федерация, г. Краснодар) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики. Кубанский государственный университет. E-mail: vmgrebennikova@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0705-7985. Scopus Author ID: 56530681200. ResearcherID: ААО-5272-2020

Ушаков Алексей Антонидович (Российская Федерация, г. Краснодар) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики. Кубанский государственный университет. E-mail: radbelmedkol@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7839-632X. Scopus Author ID: 57223205374. ResearcherID: HKV-5733-2023

Курилина Юлия Васильевна (Российская Федерация, г. Краснодар) - Аспирант, преподаватель кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики. Кубанский государственный университет. E-mail: y_grebenkina@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0193-7404

Оставьте комментарий