Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Особенности личностных и профессионально важных качеств мужчин и женщин-руководителей общеобразовательных учреждений

Особенности личностных и профессионально важных качеств мужчин и женщин-руководителей общеобразовательных учреждений

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучать особенности мужчин и женщин-управленцев необходимо для разработки путей формирования общепрофессиональных свойств личности, а также для составления программ повышения квалификации руководителей. Процесс развития личностных и профессиональных качеств особенно важен для руководителя в системе образования, так как он влияет на эффективность менеджмента в образовании. При этом личностные и профессионально-значимые особенности мужчин и женщин-руководителей из общеобразовательных учреждений изучены недостаточно.

Материалы и методы. Экспериментальное исследование проводилось на базе Республиканского центра внешкольной работы (Россия, г. Казань). В эксперименте участвовали директора и завучи общеобразовательных школ, а также методисты и инспекторы районных отделов образования республики Татарстан Российской Федерации. Исследовалась выборка из 120 руководителей мужчин и женщин (по 30 чел. в каждой группе). Возраст испытуемых от 35 до 65 лет, стаж работы более 3-х лет. Проводилась оценка компонентов самоотношения и профессионально-важных личностных качеств руководителей мужчин и женщин. Определялись гендерные различия. Методы математической статистики: t-критерий Стьюдента и критерий согласия χ2-Пирсона.

Результаты исследования. Сравнительный анализ данных показал, что у женщин-руководителей общеобразовательных учреждений высокие значения самоуверенности (Хср.=7,4) и саморуководства (Хср.=8,6). У мужчин-руководителей высокие значения самоуверенности (Хср.=7,2), саморуководства (Хср.=8,3) и отражения самоотношения (Хср.=8,3). Женщины-руководители менее дипломатичны, собраны, с высоким супер-эго, у них высокий интеллект, сила Я. Мужчины-руководители менее практичны и конформны, чем женщины руководители. Конформность и практичность отличает женщин-руководителей от управленцев противоположного пола (p<0,05).

Заключение. Материалы статьи представляют практическую ценность для руководителей общеобразовательных учреждений. Полученные результаты обогатят теоретический материал по проблеме профессионально-важных качеств женщин и мужчин-руководителей, они могут способствовать повышению качества переподготовки руководителей в системе повышения квалификации, помогут подбору, найму и расстановке кадров.

Ключевые слова: профессиональные качества, руководитель, управление

Ссылка для цитирования: 

Добротворская С. Г., Муравьева Е. В., Горина Л. Н. Особенности личностных и профессионально важных качеств мужчин и женщин-руководителей общеобразовательных учреждений // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 484-499. doi: 10.32744/pse.2023.2.28

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Добротворская Светлана Георгиевна (Россия, Казань) - Профессор, доктор педагогических наук. Профессор кафедры педагогики. Институт психологии и образования. Казанский (Приволжский) федеральный университет. E-mail: sveta_dobro@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-3566-8356. Scopus Author ID: 56203515500

Муравьева Елена Викторовна (Россия, Казань) - Профессор, доктор педагогических наук. Заведующая кафедрой промышленной и экологической безопасности. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева. E-mail: elena-kzn@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-0547-6417

Горина Лариса Николаевна (Россия, Тольятти) - Профессор, доктор педагогических наук. Директор. Институт инженерной и экологической безопасности. Тольяттинский государственный университет. E-mail: Gorinalarisa@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-4276-1516

Оставьте комментарий