Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Взаимосвязь социокультурных ценностей и психологических проблем у старшеклассников (на материале социальных сетей)

Взаимосвязь социокультурных ценностей и психологических проблем у старшеклассников (на материале социальных сетей)

Введение. Социокультурные ценности старшеклассников, представленные в профилях социальных сетей, выстраиваются в определенной иерархии, и отражают характерные для молодежной массовой культуры образцы и нормы поведения, способные оказывать влияние на регуляцию их реального поведения, в том числе на специфику переживания психологических проблем. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным, что подчеркивает актуальность исследования взаимосвязи социокультурных ценностей и психологических проблем у старшеклассников на материале социальных сетей.

Цель исследования: выявление взаимосвязи психологических проблем и социокультурных ценностей старшеклассников, отраженных в профилях социальных сетей.

Материалы и методы. Исследование социокультурных ценностей старшеклассников проводилось с помощью метода автоматизированного сбора открытой информации со страницы профиля в социальной сети «ВКонтакте» с последующим контент-анализом; изучение психологических проблем старшеклассников в виртуальной среде проводилось с помощью теста CIAS (шкала интернет зависимости Чена, в адаптации В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова), в реальной коммуникации с помощью методики «Психологические проблемы подростков» (Л. А. Регуш и др.). Выборку составили 143 старшеклассника (82 девушки и 61 юноша), в возрасте от 15 лет до 17 лет (ср. возраст = 15,8). Методы математической статистики: контент-анализ, методы описательной статистики, корреляционный анализ.

Результаты исследования. Социокультурные ценности старшеклассников, отражённые в профилях социальных сетей, включают ориентацию на поиск новых впечатлений, гедонизм, культурные и социально-политические ценности, ценности познания. Ведущие социокультурные ценности в социальных сетях отражают характерные для молодежной массовой культуры образцы и нормы поведения, включаются в регуляцию их реального поведения, в том числе и в переживание психологических проблем.

Выявлено, что преобладание развлекательного контента указывает на увеличение времени, проводимого в интернете (r=0,45; p<0,001) и возрастание риска интернет-зависимости (r=0,44; p<0,001). Интерес к социально-политической проблематике связан со страхом перед будущим (r=0,45; p<0,001), но снижает толерантность ко времени, проводимому в интернете (r=-0,46; p<0,001). Познавательный контент, наличие групп, посвященных социальной и культурной проблематике являются ресурсом снижения проблемности взаимодействия со сверстниками (r= -0,44; p<0,001) из-за увеличения спектра доступных коммуникативных практик. Принятие культурных ценностей отрицательно взаимосвязано с проблемной озабоченностью старшеклассников (r=-0,44; p<0,001) и ослабляет страх перед будущим (r=-0,46; p<0,001).

Заключение. Полученные данные могут быть использованы психологами, работающими в системе образования, для выработки рекомендаций по оптимизации процесса использования информационных технологий, а также для экспресс-диагностики интернет-аддикции и проблемной озабоченности старшеклассников.

Ключевые слова: старшеклассники, социокультурные ценности, социальные сети, психологические проблемы

Ссылка для цитирования: Углова А. Б., Богдановская И. М., Низомутдинов Б. А. Взаимосвязь социокультурных ценностей и психологических проблем у старшеклассников (на материале социальных сетей) // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 415-429. doi: 10.32744/pse.2022.5.24

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Углова Анна Борисовна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: anna.uglova@list.ru. ORCID ID: 0000-0002-8072-0539. Scopus Author ID: 57214242796. ResearcherID: E-4061-2017

Богдановская Ирина Марковна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: ibogdanovs@herzen.spb.ru. ORCID ID: 0000-0001-7303-615X. Scopus Author ID: 57192820293. ResearcherID: D-8804-2017

Низомутдинов Борис Абдуллохонович (Россия, г. Санкт-Петербург) - Ведущий аналитик центра технологий электронного правительства института дизайна и урбанистики. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. E-mail: boris-wels@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-4090-9564. Scopus Author ID: 56938763900. ResearcherID: AAG-3280-2020

Оставьте комментарий