Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Формирование карьерных стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе

Формирование карьерных стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе

Введение. Для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и инвалидность успешное построение карьерных стратегий является важным механизмом социальной интеграции. Однако многие выпускники вузов с ОВЗ и инвалидностью не могут трудоустроиться или не предпринимают попыток обеспечить себя занятостью.

Цель исследования: разработать, научно обосновать и апробировать содержание программы формирования карьерных стратегий студентов вузов с ОВЗ и инвалидностью.

Материалы и методы. В опросе приняли участие 117 человек – 79 студентов выпускных курсов и 38 выпускников с ОВЗ и инвалидностью вузов-партнеров Ресурсного учебно-методического центра Вятского государственного университета (Российская Федерация). Достоверность отличий в контрольной и экспериментальной группах проверялась с помощью статистических критериев U-Манна-Уитни и Фишера.

Результаты исследования. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты и выпускники с ОВЗ и инвалидностью отмечают у себя недостаточный уровень развития компетенций, необходимых для поиска работы, трудоустройства и выполнения профессиональной деятельности. Разработана и апробирована программа «Карьерные стратегии молодежи». В экспериментальной группе зафиксированы значимые изменения в таких параметрах, как карьерное планирование (Uэмп=21; р≤0,01), деловые коммуникации (Uэмп=27; р≤0,01), преодоление кризисов в построении карьеры (Uэмп=29; р≤0,01), предпринимательские навыки (Uэмп=15; p≤0,01).

Заключение. Выявлено, что результативность формирования карьерных стратегий студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе повышается с реализацией программы, содержание которой включает в себя формирование ценностно-мотивационных основ построения карьерных стратегий; развитие надпрофессиональных навыков и расширение представлений о возможностях построения предпринимательской карьеры.

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, карьерные стратегии, трудоустройство, инклюзивное образование, надпрофессиональные навыки

Ссылка для цитирования: Волченкова Е. В., Воронина О. А., Турсенев С. А., Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А. Формирование карьерных стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 377-396. doi: 10.32744/pse.2022.5.22

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Волченкова Елена Валерьевна (Россия, г. Киров) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и молодежной политики. ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». E-mail: lena_volc@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0621-2429. Scopus Author ID: 57220090074. ResearcherID: GNO-9849-2022

Воронина Ольга Александровна (Россия, г. Киров) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и молодежной политики. ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». E-mail: forol@list.ru. ORCID ID: 0000-0003-2999-8989. Scopus Author ID: 57220090684. ResearcherID: GOH-3612-2022

Турсенев Сергей Александрович (Россия, г. Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат технических наук, начальник кафедры организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева. E-mail: stursenev@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-4338-8039. Scopus Author ID: 57200281357. ResearcherID: GMW-6592-2022

Бугайчук Татьяна Владимировна (Россия, г. Ярославль) - Доцент, доктор политических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. E-mail: mischenko@inbox.ru. ORCID ID: 0000-0001-6936-613X. ResearcherID: V-4699-2018

Коряковцева Ольга Алексеевна (Россия, г. Ярославль) - Доцент, доктор политических наук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, директор Института развития кадрового потенциала. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. E-mail: youth1@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0376-827X. Scopus Author ID: 57094155600. ResearcherID: V-8232-2018

Оставьте комментарий