Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » О состоянии внутренних систем оценки качества образования в школах России

О состоянии внутренних систем оценки качества образования в школах России

Введение. Информационная политика в сфере образования актуализировала вопрос учета, обработки и использования данных, содержащихся в открытых образовательных средах. Оценочная информация становится отдельным предметом управления, а сами внутренние системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) начинают выступать фактором средоизменения и перевода государственного заказа в образовательную цель конкретной школы.

Материалы и методы. Для выявления факторов актуализации текущих практик ВСОКО разработана и апробирована анкета. Выборка респондентов составила 228 человек. В выборку вошли руководители и заместители руководителей школ из 34-х общеобразовательных организаций (школ). География выборки – 12 регионов Российской Федерации. Значительная часть респондентов опрашивались дистанционно, с использованием технических возможностей сайта автономного некоммерческого объединения «Ассоциация руководителей образовательных организаций».

Результаты исследования. Результаты показали, что Положение о ВСОКО разработано и размещено на сайте школы у 81% образовательных организаций, включенных в выборку исследования (по состоянию на август 2020 г.). В 52% школ принята организационная модель ВСОКО принята и интегрирована в структуру управления школой. Мероприятия в рамках ВСОКО, в т.ч. административный контроль образовательного процесса, включены в годовой план работы у 57% школ выборки. Коллегиальный подход к ВСОКО отмечен в 77% случаев, а принятие ценности командного подхода в 60%. Практики делегирования координатору проекта полномочий администратора на время реализации проектов ВСОКО отмечены только у 27 % выборки. Такое состояние проектно-организационной культуры ВСОКО считаем удовлетворительным. Можно говорить о том, что школы России преодолевают инерцию массового декларативного контроля качества образования и ориентируются на идею управления на основе данных.

Обсуждение результатов. Чтобы ВСОКО функционировали в обозначенном направлении, требуются особые подходы к их организации. Должен состояться переход от массового декларативного контроля качества образования к управлению качеством с учетом уникальности школьной инфраструктуры и особенностей контингента обучающихся. Перспективы связаны с подчинением ВСОКО гуманитарной методологии, в которой характер данных связан с персональными траекториями образования.

Ключевые слова: управление на основе данных, внутренняя система оценки качества образования, общеобразовательные организации

Ссылка для цитирования: Савиных Г. П., Илюхин Б. В., Машарова Т. В. О состоянии внутренних систем оценки качества образования в школах России // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 501-512. doi: 10.32744/pse.2021.2.35

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Савиных Галина Петровна (Российская Федерация, Москва) - Кандидат педагогических наук, научный сотрудник научно-методического Центра содержания образования. Академия социального управления. E-mail: Galina@prosegment.ru. ORCID ID: 0000-0003-0302-6030

Илюхин Борис Валентинович (Российская Федерация, Москва) - Кандидат педагогических наук, директор научно-исследовательского Центра систем оценки и управления качеством образования. Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы. E-mail: ilyuhin-bv@ranepa.ru. Researcher ID: ААК-8036-2020

Машарова Татьяна Викторовна (Российская Федерация, Москва) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования. Московский городской педагогический университет. E-mail: mtv203@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-5974-7748

Оставьте комментарий