Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Развитие диалогического общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте коммуникативно-деятельностного подхода

Развитие диалогического общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте коммуникативно-деятельностного подхода

Актуальность рассматриваемой проблемы определена задачами развития ребенка как субъекта деятельности и отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и социальным миром; инклюзией обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду и необходимостью создания специальных условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей, в том числе, в формировании необходимых жизненных компетенций, к которым относятся навыки коммуникации.

В экспериментальном исследовании приняло участие 75 обучающихся старшего дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных организациях города Белгорода и Белгородской области. Проанализированы 16 логопедических занятий с позиции их коммуникативной направленности. Использовались теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых: наблюдение, беседа, анализ продуктов речевой деятельности детей, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
В ходе проведения педагогического эксперимента определены особенности диалогического общения дошкольников с общим недоразвитием речи, подтверждены имеющиеся в научной литературе данные о трудностях формирования у них коммуникативно-речевых навыков. Доказана необходимость целенаправленного развития диалогического общения у детей с общим недоразвитием речи в процессе проведения специально организованных коррекционно-развивающих занятий коммуникативной направленности.

ыявлены изменения уровня развития диалогического общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи, по критериям: общительность, умение адекватно реагировать на речевое обращение собеседника, умение инициировать диалог, культура диалога, которые статистически значимы по сравнению с результатами первичной диагностики. Выявлены статистически достоверные различия между данными констатирующего и контрольного этапов эксперимента по каждому критерию диалогического общения детей с ОНР: по критерию «Общительность» (χ2наб. =12,41 > χ2критич. = 11,34, при р = 0,01); по критерию «Умение адекватно реагировать на речевое обращение собеседника» (χ2наб. =11,39 > χ2критич. = 11,34, при р = 0,01); по критерию «Умение инициировать диалог» (χ2наб. =12,47 > χ2критич. = 11,34, при р = 0,01); по критерию «Культура диалога» (χ2наб. =16,25 > χ2критич. = 11,34, при р = 0,01). Это подтверждает выдвинутое нами предположение о влиянии коммуникативной направленности логопедических занятий на развитие диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: инклюзивное образование, диалогическое общение, дошкольник с общим недоразвитием речи, коммуникативно-деятельностный подход

Ссылка для цитирования: Алтухова Т. А., Панасенко К. Е., Шинкарева Л. В., Николаева Е. А. Развитие диалогического общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте коммуникативно-деятельностного подхода // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 366-381. doi: 10.32744/pse.2020.2.29

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Алтухова Татьяна Андреевна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: altuchova@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0003-3667-382

Панасенко Карина Евгеньевна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: panasenko@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0001-6852-5071

Шинкарева Людмила Владимировна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail:  shinkareva@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0003-0686-1816

Николаева Елена Александровна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: nauka_rabota@inbox.ru. ORCID ID: 0000-0001-9135-5664

Оставьте комментарий