Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Особенности формирования представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Особенности формирования представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Введение. Развитие личностных ценностей у детей стоит в ряду приоритетных задач современного российского общества. Процесс приобщения к культуре зависит от осознания общечеловеческих ценностей и принятия их как личностные. В связи с этим, назрела проблема формирования представлений об общечеловеческих ценностях у детей, начиная с дошкольного возраста. Особого внимания заслуживает изучение процесса понимания общечеловеческих ценностей у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Авторы связывают осведомленность об общечеловеческих ценностях у этих детей с имеющими ценностную значимость предметами или явлениями, представлениями о мире, других людях и самом себе. Критериями представлений об общечеловеческих ценностях явились: воссоздание образа мира, отношение к качествам сверстников и взрослых (родственников и знакомых), иерархия жизненных приоритетов.

Материалы и методы. Базами экспериментальной части исследования явились МБДОУ детский сад № 32 и МБДОУ детский сад № 36 г. Ельца Липецкой области. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР – 30 детей, ЗПР – 10 детей). В основу исследования были положены методики И.Б. Дермановой, М. Рокича (адаптированная О. Зайцевой для детей дошкольного возраста и авторским коллективом настоящей статьи для старших дошкольников с ОНР и ЗПР).

Результаты. Только для половины испытуемых с ограниченными возможностями здоровья значимость представляют активная деятельность (игровая), счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и развлечения. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил уровень выше среднего у 13% детей, средний уровень у 37% дошкольников, низкий уровень был отмечен у 50% испытуемых. Данные контрольного эксперимента подтвердили динамику в развитии представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ОВЗ (уровень выше среднего – 17% воспитанников с ОВЗ, средний уровень – 40% детей, низкий уровень – 23 % испытуемых). Применение критерия Стьюдента позволило выявить статистически достоверности различия между группами на уровне значимости р = 0,05.

Заключение. Полученные результаты позволяют осуществлять процесс формирования представлений об общечеловеческих ценностях, основанный на принципе последовательности в усложнении задач и содержания деятельности; создании творческо-эмоциональной атмосферы; привлечении родителей к данному процессу; учете индивидуально-психологических особенностей старшего дошкольного возраста и специфике структуры дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, инклюзия, дошкольная образовательная организация, дети с ограниченными возможностями здоровья

Ссылка для цитирования: Емельянова И. Д., Подольская О. А. Особенности формирования представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 224-239. doi: 10.32744/pse.2020.2.18

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Емельянова Ирина Дмитриевна (Россия, Елец) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: iemelyanova64@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1087-2972

Подольская Олеся Александровна (Россия, Елец) - Старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: olesya_podolskay@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2218-7550

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: